Об эффективности работы Фонда
Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров в начальный период своей деятельности получил 541,8 миллиона рублей от приватизации федеральной собственности (эти средства поступали, минуя федеральный бюджет). В соответствии с Уставом и ст. 118 ГК РФ, всё имущество (денежные средства и иное имущество) принадлежит Фонду на праве собственности, учитывается на его собственном балансе и используется исключительно для целей Фонда, указанных в Уставе. Имущество Фонда не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между учредителями Фонда.
Поступившие в Фонд средства от приватизации израсходованы на уставные цели в течение 1997…2005 годов. Других средств от государства Фонд не получал. Таким образом, Фонд не является получателем бюджетных средств и не расходует государственные средства. Напротив, Фонд является крупнейшим в ВАО Москвы плательщиком налогов – «налогообразующим» предприятием: Фонд за время работы перечислил государству почти 1 миллиард рублей.
К 31 декабря 2009 года Фонд выплатил компенсацию 1 370 тысячам вкладчиков 482 компаний, т.е. в среднем ежегодно (если считать, что Фонд создан в 1996 году, хотя выплата компенсаций началась лишь осенью 1997 года) Фонд «обслуживал» компенсациями более 105 тысяч клиентов.
В таблице приведено сравнение результатов выплаты компенсаций Фондом и старейшей (наиболее известной и богатой) компенсационной схемой мира – Корпорацией по защите инвесторов в ценные бумаги США (SIPC), начавшей деятельность в 1970 году. Сравнение основных результатов работы Фонда и SIPC приведены в таблице:
Показатель |
Фонд |
SIPC |
Период деятельности |
1997-2009 гг. (13 лет) |
1970-2009 гг. (39 лет) |
Получили компенсацию: |
||
– всего |
1 370 тыс. чел. |
640 тыс. чел. |
– в среднем ежегодно |
105 тыс. чел. |
16 тыс. чел. |
Количество «обслуженных» компаний |
482 |
322 (на 31.12.2008г.) |
Сумма выплат |
1 615 млн. руб. |
323,8 млн. долл. США |
Налогообложение |
Общий режим |
Освобождена от |
Размер выплаченных Фондом средств существенно меньше объёма выплат SIPC не только из-за разницы в финансовых возможностях SIPC и Фонда, но и потому, что размеры инвестиций граждан США и граждан постсоветской России были несоизмеримы: 98 % обратившихся в Фонд граждан компенсировали свои вклады (по номиналу) полностью. При этом объём проведённой Фондом работы существенно превышает объём работы SIPC, которая при наступлении «страховых» случаев получает готовую информацию и о самой компании, и о пострадавших инвесторах, и о размерах ущерба. Фонд же информацию о компаниях вынужден собирать самостоятельно, по крупицам. Получив жалобу от вкладчика, Фонд направляет запросы в административные, регистрирующие, правоохранительные и судебные органы (получив информацию из одного источника, использует её для повторных запросов). Ситуации, когда информация, достаточная для принятия решения о выплатах, поступает в Фонд по результатам первых запросов, крайне редки. В 2009 году в перечень компаний, вкладчикам которых Фонд выплачивает компенсацию, были дополнительно включены 14 компаний. В целях актуализации информации, содержащейся в базах данных Фонда, регулярно в упомянутые выше органы направляются дополнительные запросы. Представление об объёме этой работы даёт информация, содержащаяся в отчётах Фонда (стр. 6-13 отчёта за 2008 год и стр. 4-11 отчёта за 2009 год). Таким способом в информационную базу данных к концу 2009 года внесена информация о 3200 компаниях. За 2008 и 2009 годы внесена информация о 356 финансовых компаниях, проверена ранее внесенная информация о 1600 компаниях.
Средства от приватизации федеральной собственности, на основании Указа № 1157, Фонд получал с июня 1996 года, причём перспективы в отношении компенсационных возможностей Фонда были весьма неопределёнными: информации о приватизируемых объектах Фонд не получал и узнавал о приватизации только если часть вырученных доходов (как правило, очень незначительные суммы) поступала в Фонд. Было очевидно, что в полном объёме возместить ущерб всем пострадавшим в обозримом будущем невозможно.
Между тем, в январе 1997 года произошёл крах финансовых пирамид в Албании; за отказом правительства компенсировать потери граждан последовали беспорядки с применением оружия. Бескомпромиссность албанцев активно обсуждалась в кругах российских вкладчиков. Попечительским советом Фонда было принято решение о поэтапном осуществлении компенсационных выплат. Была создана иерархия из 8 категорий вкладчиков, разбитых на подкатегории – всего 32 очереди (протокол № 8 от 11.02.1997 г.). К первой категории – самой значимой – Попечительский совет отнёс вкладчиков-инвалидов Великой Отечественной войны 1941-45 годов, к первой подкатегории (внутри этой категории) – инвалидов I группы.
К моменту принятия решения о начале компенсационных выплат в августе 1997 года (протокол заседания Попечительского совета № 10 от 22.8.1997 г.), активы Фонда составляли немногим более 23 миллионов деноминированных рублей. Таким образом, на одного вкладчика (количество которых оценивалось в 20…40 миллионов человек), приходилось менее 1 рубля.
Понимая, что, вследствие технических ограничений, Фонд не сможет в короткий срок выплатить компенсацию всем претендентам, Попечительский совет принял решение ограничить сумму компенсации размером вклада в компанию, но не более 1 миллиона неденоминированных рублей (1000 деноминированных рублей) на одного вкладчика. В дальнейшем максимальный размер компенсации для вкладчиков-инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 годов был увеличен до 5000 рублей (протокол № 33 от 02.03.2004 г.).
В связи с ограниченностью источников поступления средств Фонда, система выплаты компенсационных выплат на всей территории Российской Федерации была организована через региональные уполномоченные организации, рекомендованные соответствующими администрациями и финансируемые за счёт средств региональных бюджетов (в последние годы администрации эту работу всё чаще поручают своим управлениям социальной защиты населения). С 2006 года Фонд, помимо предоставления собственно компенсационных средств (по ведомостям), возмещает банковские и почтовые расходы уполномоченных организаций, связанные с осуществлением компенсационных выплат.
Анализ проведённой регистрации вкладчиков показал, что в общей массе вкладов вклады до 10 000 рублей (включительно) составляют 97,77 %, а вклады до 50 000 рублей (включительно) – 99,87 %. Финансовые и технические возможности Фонда позволяли увеличить максимальный размер компенсации. Фондом было подготовлено соответствующее обоснование, и с марта 2006 года максимальный размер компенсации для всех вкладчиков Попечительским советом был увеличен до 10 000 рублей (протокол № 44 от 02.03.2006 г.), а с мая того же года увеличен максимальный размер компенсации для вкладчиков-инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 годов до 50 000 рублей (протокол № 45 от 05.05.2006 г.).
Практика показала адекватность принятых решений. Как указано выше, по состоянию на 31 декабря 2009 года, 98 % вкладчиков, обратившихся в Фонд за компенсацией, полностью (по номиналу) компенсировали причинённый им ущерб.
В 2008 году участились случаи появления на финансовом рынке новых мошеннических структур. Фонд активно включился в работу по мониторингу деятельности компаний, привлекавших уже в современных условиях денежные средства граждан на условиях срочности, платности и возвратности и не исполнивших перед ними своих обязательств, инициированию проверки законности их деятельности ДЭБ МВД России и ФСФР России. В результате этой работы в реестр юридических лиц и граждан-предпринимателей, нарушающих правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, внесена новая информация о 100 финансовых компаниях, имеющих признаки финансовой пирамиды. Благодаря этому, Фонд имеет возможность информировать граждан о возбужденных в отношении руководителей мошеннических компаний уголовных делах, о стадиях ликвидации или конкурсного производства компаний, а также о действиях, которые граждане могут предпринять для защиты своих прав.
Являясь мощным информационным ресурсом, Фонд бесплатно предоставляет информацию всем заинтересованным лицам – прежде всего, гражданам, которые приобрели ценные бумаги предприятий или инвестиционных компаний, но затем потеряли связь с ними (в ряде случаев обращения поступают через Администрацию Президента Российской Федерации или депутатов Государственной Думы). Фонд направляет эту информацию в региональные уполномоченные организации для консультирования граждан, и консультирует их непосредственно в офисе Фонда. В 2008 и 2009 годах непосредственно в Фонд обратились и получили консультацию (устную или письменную) более 32 тысяч человек. Помимо этого, на сайте Фонда в 2008 году информацию получили 87 746 посетителей (которые просмотрели 275 296 страниц), в 2009 году – 94 183 посетителя (просмотрели 209 446 страниц). Интерес к размещённой на сайте информации проявляют, в основном, граждане России, которые составляют 87 % посетителей.
Выступая в средствах массовой информации, Фонд также восполняет дефицит информации в регионах России о сегодняшнем состоянии финансовых компаний, акционерных обществ, чековых инвестиционных фондов.
В 2009 году Фонд, выполняя установки Председателя Совета Фонда (Руководителя ФСФР России В.Д. Миловидова), активизировал работу по финансовому просвещению граждан в рамках Основных направлений деятельности, направленной на повышения уровня финансовой грамотности населения, утверждённых приказом ФСФР России от 24.09.2009 г. № 09-237/пз. В рамках этого направления разработана программа деятельности, и на сайте Фонда началось размещение информации о функционировании финансовых рынков, современных способах сбережения и инвестирования денежных накоплений граждан, преимуществах и недостатках тех или иных видов инвестиций. Для региональных уполномоченных организаций и СМИ готовятся материалы, призванные помочь формированию у граждан адекватного восприятия рисков и осознанному выбору способов инвестирования своих средств.
Эффективность финансовой деятельности Фонда характеризуют результаты управления его имуществом. В течение 1996-1998 и 2000 годов Фонд получил около 542 миллионов рублей от приватизации федеральной собственности. В результате управления полученными средствами Фонд, по состоянию на 31 декабря 2009 года, на компенсационные выплаты сумел направить 1 615 миллиона рублей, находясь при этом на общем режиме налогообложения и своевременно выплачивая все налоги. По техническим и организационным причинам (изменение реквизитов счетов вкладчиков и др.), связанным с деятельностью уполномоченных организаций, фактически вкладчикам были выплачены 1 561 миллиона рублей, остальные средства возвращены в Фонд. Чистые активы Фонда по состоянию на 31 декабря 2009 года при этом составили 1 543 миллиона рублей, что позволяет продолжать уставную деятельность без ограничений.
Столь высокие результаты достигнуты благодаря эффективной работе управляющих компаний и постоянному контролю за их деятельностью со стороны специализированного депозитария и со стороны Фонда, а также – благодаря исключительно выгодным условиям договоров об управлении активами и договора об оказании услуг специализированного депозитария.
В 2008 году, в результате мирового экономического кризиса, основной индикатор состояния российского рынка ценных бумаг – индекс РТС (рассчитываемый на основании котировок 50 ценных бумаг наиболее капитализированных российских компаний) – снизился на 73 %. При этом стоимость чистых активов Фонда в 2008 году в целом уменьшилась всего на 43,6 %. По компаниям:
В 2009 году стоимость чистых активов Фонда увеличилась на 66,4 %. Прирост по компаниям составил:
Учитывая требования к надёжности портфеля Фонда и высокую волатильность рынка ценных бумаг в 2008 и 2009 годах, результаты работы управляющих компаний в указанные годы являются хорошими, а само управление – эффективным.
Поскольку первоначальный договор доверительного управления имуществом Фонда заключался в условиях не сформировавшегося рынка управления активами, Фонд потребовал от управляющей компании принять условие, по которому вознаграждение выплачивается только в случае прироста активов. В последующем при проведении конкурсов по выбору управляющих компаний, Фонд в условия конкурсов включал это же ограничение, несмотря на сложившуюся практику, при которой вознаграждение управляющей компании составляет 0,5…3 % от стоимости находящихся в управлении чистых активов плюс 10…20 % от прироста активов.
Благодаря этому, размер вознаграждения управляющим компаниям ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» и ООО «УК «Альфа-Капитал» составил только 2,3 % (был снижен по сравнению с предшествующим периодом), ЗАО «УК «ТройкаДиалог» – 2,5 % от прироста активов Фонда (остался на прежнем уровне). Это исключительные условия на рынке управления активами!
Так Фонд предотвратил непроизводительное расходование средств Фонда в 2008 году: в отсутствие прироста вознаграждение управляющим компаниям не выплачивалось. Управляющей компании ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» вознаграждение не было выплачено за весь период управления имуществом Фонда, так как при расторжении договора управления имуществом Фонд сумел настоять на оценке результатов управления, исходя из сравнения размера активов, переданных в управление, и полученных по результатам всего периода управления, без разбивки по годам. Благодаря этому, Фонд сэкономил 3,7 миллиона рублей.
Общая сумма вознаграждения управляющим компаниям за 2008 составила 0 рублей (вознаграждение не выплачивалось), за 2009 год – 13 205 тысяч рублей. При выплате вознаграждения по общепринятым на рынке управления активами правилам Фонд был бы вынужден потратить в 2008 году 13…79 миллионов рублей, в 2009 году – 77…184 миллиона рублей. Таким образом, экономия на вознаграждении управляющим компаниям составила от 13 до 79 миллионов рублей в 2008 году (поскольку вознаграждение не выплачивалось) и от 64 до 171 миллиона рублей – в 2009 году; всего за 2008 и 2009 годы на вознаграждении управляющим компаниям (помимо ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент) Фонд сэкономил от 77 до 250 миллионов рублей.
Объём работ специализированного депозитария по договору с Фондом соответствует объёму работ по сопровождению закрытого паевого инвестиционного фонда. По общему правилу, при стоимости активов, соответствующих размерам имущества Фонда, специализированному депозитарию выплачивается вознаграждение из расчёта 0,12 % от стоимости чистых активов ежемесячно. Благодаря тому, что договор со специализированным депозитарием заключался в период не сформировавшегося рынка услуг специализированных депозитариев, Фонд потребовал принять условие выплаты вознаграждения только от прироста находящихся в управлении активов. При этом устанавливалось, что при размещении активов в одной или двух управляющих компаниях, вознаграждение составит 1,5 % от прироста активов, при размещении активов в трёх управляющих компаниях – 1,8 % от прироста активов. Это также исключительно выгодные условия! Тем не менее, в последующем Фонд добился ограничения максимального размера вознаграждения, выплачиваемого специализированному депозитарию, 1,5 % от прироста имущества, независимо от количества управляющих компаний. Благодаря этому, в 2009 году, в период работы 3-х управляющих компаний, Фонд дополнительно сэкономил более 2 миллионов рублей. В 2008 году, из-за отсутствия прироста активов, вознаграждение специализированному депозитарию не выплачивалось.
При выплате вознаграждения специализированному депозитарию по общепринятым правилам, Фонд в 2008 году потратил бы 25 миллионов рублей, а в 2009 году – 18,7 миллионов рублей. Таким образом, благодаря условиям договора, выгодно отличающимся от принятых на рынке, экономия составила в 2008 году 25 миллионов рублей (поскольку вознаграждение не выплачивалось), а в 2009 году – 8,5 миллиона рублей. С учётом ранее упомянутой экономии за счёт снижения ставки вознаграждения при размещении имущества в трёх управляющих компаниях, на вознаграждении специализированному депозитарию, за 2008 и 2009 годы Фонд сэкономил 35,5 миллиона рублей.
Всего за 2008 и 2009 годы, благодаря выгодно заключённым договорам с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, Фонд сэкономил от 116,2 до 289,2 миллиона рублей.
Одним из показателей эффективности деятельности Фонда, направленной на обеспечение контроля за имуществом, предназначенным для удовлетворения требований кредиторов, является работа Фонда по организации проведения общероссийских собраний кредиторов самых крупных (по масштабам деятельности) финансовых пирамид АОЗТ «Русский Дом Селенга» (осуществляло деятельности в 78 субъектах РФ, 732 000 кредиторов) и АОЗТ «Финансовая компания «Русская недвижимость» (осуществляло деятельности в 64 субъектах РФ, 800 000 кредиторов).
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» после признания компании банкротом для осуществления контроля за проведением процедуры конкурсного производства собрание кредиторов обязано было сформировать комитет кредиторов. Учитывая масштабы деятельности компаний и количество кредиторов, исчисляемое сотнями тысяч, организовать и провести собрание с участием всех кредиторов было невозможно. В связи с этим, в целях реализации прав кредиторов и выполнения законодательства, Фонд предложил процедуру проведения общероссийского собрания кредиторов, в котором участвуют представители вкладчиков вышеуказанных компаний, избранные на муниципальных и региональных собраниях кредиторов в 70 субъектах Российской Федерации, и оказывал помощь в проведении таких собраний.
Созданные таким образом комитеты кредиторов были зарегистрированы арбитражным судом, а процедуры конкурсного производства под их контролем проведены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Эффективность деятельности Фонда может характеризовать и его работа по представлению интересов потерпевших и гражданских истцов в рамках расследования и рассмотрения уголовных дел в отношении учредителей и руководителей самых крупных финансовых пирамид: АОЗТ «Русский Дом Селенга» (732 000 потерпевших) и компаний группы «Хопёр» (более 500 000 потерпевших). В результате этого удалось значительно сократить не только сроки расследования и рассмотрения уголовных дел, но и расходы, связанные с проведением процедур, определенных Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).
Учитывая требования ст. 42 УПК РФ, следователи и судьи обязаны были предоставить возможность вкладчикам вышеуказанных компаний реализовать право потерпевшего и гражданского истца в части дачи показаний, участия в судебном разбирательстве уголовного дела в судах всех инстанций, выступлений в судебных прениях, заявлении ходатайств и т.д. Вышеуказанные компании работали в 70-ти регионах Российской Федерации и причинили ущерб более чем 1,2 миллиона человек. Если бы в каждом регионе работало только по одному следователю, для получения показаний потерпевших потребовалось бы около 4 лет. После передачи материалов уголовного дела в суд, суду необходимо провести процедуру опроса потерпевших, обеспечив им оплату проезда, проживания. Если считать, что в среднем по России стоимость проезда к месту проведения суда и обратно составит 1000 рублей, стоимость проживания в гостинице составит также 1000 рублей, то экономия превышает 1 232 миллиона рублей. Только из-за необходимости допроса потерпевших судебные разбирательства растягивались бы на долгие годы.
Учитывая вышеизложенное, Фонд выдвинул инициативу представления интересов потерпевших и гражданских истцов в рамках расследования и рассмотрения уголовных дел в отношении руководителей и учредителей финансовых пирамид на основании доверенностей потерпевших, оформленных в ходе составления реестров вкладчиков. Эта инициатива была принята судами.
В дальнейшем технология, предложенная Фондом, была применена при расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении руководителей других компаний: АОЗТ ФК «Русская недвижимость» (потерпевших 942 000 человек), АОЗТ «Тандем» (потерпевших 20 000 человек), что также позволило сократить как сроки рассмотрения уголовных дел, так и процессуальные издержки, погашаемые из бюджета, в размере не менее 1 миллиарда рублей.
В целом, благодаря представлению Фондом интересов потерпевших в уголовных делах против организаторов финансовых пирамид, были сэкономлены более 2,2 миллиарда рублей бюджетных средств.
На реализацию уставных задач Фонд расходовал свои средства в строгом соответствии со сметой расходов, утверждённой высшим органом управления. Находясь на общем режиме налогообложения, Фонд не расходует бюджетные средства, а наполняет государственный бюджет.
За период деятельности Фонда с 1999 по 2009 год:
Несмотря на производимые расходы (на выплату компенсаций и на обеспечение уставной деятельности), стоимость чистых актив Фонда в доверительном управлении на 31.12.2009 г. составила 1 543 216 тыс. руб., что в 3 раза превышает размер средств, поступивших от приватизации.
Бюджетное финансирование Фонда отсутствовало. Компенсационные выплаты и финансирование уставной деятельности осуществлялось Фондом за счет собственных средств.
Результаты деятельности Фонда показывают:
Фонд не только не расходует бюджетные средства –
Фонд пополняет федеральный бюджет