ПРОТОКОЛ
№ 1
заседания рабочей группы по выработке согласованных предложений
по совершенствованию механизма компенсационных выплат и их расширению
г. Москва |
26
ноября 2002 г.
|
Присутствуют:
Члены рабочей группы:
1. Беляев Л.А. - депутат
Государственной Думы ФС РФ.
2. Иванов А.С. - депутат Государственной Думы ФС РФ.
3. Васильев А.Е. - от Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
4. Гельфер Ю.Б. - от Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
5. Яблонский И.А. - от Российского фонда федерального имущества.
6. Кучеренко В.И. - от Ассоциации по защите прав вкладчиков ИЧП "Властилина".
7. Хидирова В.И. - от Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите
прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России".
8. Нефедов В.А. - от Всероссийской ассоциации региональных фондов по защите
прав вкладчиков и акционеров.
9. Мищенко Л.М. - от Федерального общественно-государственного фонда по защите
прав вкладчиков и акционеров, секретарь рабочей группы.
10. Сницарук И.Г. - ведущий юрист Фонда.
11. Шибанова Е.С. - референт Фонда, помощник секретаря рабочей группы.
Приглашенные:
1. Ковров Е.Б. - управляющий
Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и
акционеров.
2. Федорова Л.П. - консультант Комитета экономики и инвестиций администрации
г. Волгограда.
Повестка дня:
1. О регламенте работы.
2. Обсуждение действующего Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым
был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ.
3. Обсуждение предложений членов Попечительского совета от государственных органов
по изменению Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым был причинен
ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ.
4. Выработка предложений по совершенствованию механизма осуществления компенсационных
выплат.
По первому вопросу повестки дня:
Выступили:
Мищенко Л.М.:
Предложил высказать замечания по поводу предложенного проекта регламента работы.
Нефедов В.А.:
Выразил несогласие с п. 2.2 проекта регламента. Считает, что право голоса должны
иметь все члены рабочей группы.
Беляев Л.А.:
Предложил согласиться с замечанием Нефедова В.А., если у представителей учредителей
нет возражений.
Яблонский И.А.:
Сообщил, что он готов заслушать вопросы повестки дня, но - не голосовать, т.к.
он не знаком с процедурой компенсационных выплат.
Ковров Е.Б.:
Попросил Яблонского И.А. высказать замечания по поводу регламента. Сообщил,
что документы, регламентирующие порядок и проведение компенсационных выплат
неоднократно направлялись учредителям и членам Попечительского совета, в том
числе и РФФИ.
Яблонский И.А.:
Сообщил, что замечаний у него нет, но он против любого голосования.
Ковров Е.Б.:
Без голосования невозможно выработать общие предложения, т.к. мнения участников
не всегда будут совпадать.
Иванов А.С.:
Решения, принимаемые рабочей группой, будут носить рекомендательный характер.
Например, на заседаниях рабочих групп Государственной Думы РФ решения также
принимаются путем голосования, и они тоже носят рекомендательный характер.
Кучеренко В.И.:
Рабочая группа была создана для обсуждения проблемы компенсационных выплат и
выработки рекомендаций. Поэтому по вопросам повестки дня необходимы и обсуждение,
и голосование.
Яблонский И.А.:
В рабочей группе слишком много представителей от Федерального фонда - 4 человека.
Кучеренко В.И.:
Г-н Яблонский считает, что рабочая группа заангажирована Фондом, поскольку 4
ее члена - от Фонда.
Ковров Е.Б.:
Я не являюсь членом рабочей группы. Предлагаю, чтобы от Фонда голосовал 1 человек
- Л.М.Мищенко. Другие сотрудники Фонда нужны в группе только как технические
работники: И.Г.Сницарук - юрист, Е.С.Шибанова - референт, помощник секретаря
группы.
Беляев Л.А.:
В Государственную Думу приходит много писем от пострадавших вкладчиков, поэтому
было принято решение создать Подкомитет по проблеме защиты прав вкладчиков.
Создание настоящей рабочей группы должно помочь также и работе Подкомитета.
Решения рабочей группы не являются обязательными. Но в связи с тем, что в группе
собраны люди, хорошо знакомые с проблемой, они способны выработать наиболее
взвешенные, конструктивные предложения, которые могут быть использованы и Подкомитетом.
С другой стороны, члены Подкомитета, как эксперты, также могли бы принять участие
в рабочей группе. Кроме того, проблемой обманутых вкладчиков занимаются также
Государственная комиссия по защите прав инвесторов, объединения обществ потребителей
и т.д. Таким образом, рамки рабочей группы могут быть расширены за счет новых
участников.
Ковров Е.Б.:
Поддержал это предложение.
Беляев Л.А.:
Для работы Подкомитету будет нужна своя рабочая группа. В нее могли бы войти
члены этой группы.
Гельфер Ю.Б.:
Предложила уточнить п.2.3 проекта регламента: каким большинством голосов принимается
решение - от числа присутствующих членов рабочей группы или от назначенных?
Мищенко Л.М.:
Предложил решение принимать простым большинством голосов от присутствующих членов
рабочей группы.
Возражений нет.
Гельфер Ю.Б.:
Материалы к заседанию рабочей группы должны направляться не позднее, чем за
20 дней до заседания, чтобы члены рабочей группы могли направить по ним замечания
в Фонд.
Ковров Е.Б.:
20 дней - большой срок; однако, если это будет способствовать конструктивной
работе, следует этот срок принять.
Нефедов В.А.:
Не повлияет ли большой срок рассылки документов на работу Федерального фонда
в 2003 г: ведь речь идет о расширении выплат, которые сегодня в ряде регионов
завершаются? Не повлечет ли это за собой закрытие Федерального фонда?
Иванов А.С.:
Федеральный фонд будет работать в 2003 г.
Ковров Е.Б.:
Если решение о расширении компенсационных выплат будет принято после утверждения
бюджета Фонда на 2003 год, можно будет просить учредителей внести изменения
в бюджет.
Яблонский И.А.:
Предложил, ограничить срок рассылки материалов к заседанию рабочей группы 14-ю
днями.
Возражений нет.
Мищенко Л.М.:
Пора переходить к голосованию.
Иванов А.С.:
Предложил, чтобы голосовали только представители учредителей.
Мищенко Л.М., Хидирова
В.И.:
Поддержали это предложение.
Мищенко Л.М.
Предложил утвердить регламент с изменениями и дополнениями голосованием.
Васильев А.Е.:
Сообщил, что он голосовать не будет, т.к. он просто пришел на заседание.
Ковров Е.Б.:
Фонд обращался в ФКЦБ России с просьбой направить своего представителя. Вы направлены
на заседание от ФКЦБ России?
Васильев А.Е.:
Да.
Ковров Е.Б.:
То есть Вы - представитель ФКЦБ России?
Васильев А.Е.:
Да.
Гельфер Ю.Б.:
Необходимо ли предусмотренное п.2.1 проекта регламента присутствие не менее
пяти представителей учредителей для правомочности рабочей группы?
Ковров Е.Б.:
Пять - оптимальный вариант, так как в этом случае будет обеспечено присутствие
и представителей от государственных органов, и представителей общественности.
Гельфер Ю.Б.:
Кто подписывает протокол, в какой срок?
Ковров Е.Б.:
Протокол подписывает секретарь рабочей группы. Если у членов рабочей группы,
не согласных с большинством, будет особое мнение, его можно приложить к протоколу
заседания.
Мищенко Л.М.:
Предложил определить срок подготовки протокола заседания - 5 дней.
Гельфер Ю.Б.:
Предложила определить срок подготовки протокола заседания - 3 дня. Протокол
направлять членам рабочей группы по их запросу.
Мищенко Л.М.:
5 дней - реальный срок.
Ковров Е.Б.:
В Фонде много текущей работы, поэтому за три дня можно не успеть подготовить
протокол. Предложил остановиться на пятидневном сроке.
Возражений нет.
Иванов А.С.:
Предложил обсудить вопрос о подготовке рекомендаций по внесению изменений в
Указ Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. " 1157 "О некоторых
мерах по защите прав вкладчиков и акционеров", а именно ввести в состав
Попечительского совета Федерального фонда депутатов Государственной Думы.
Ковров Е.Б.:
Указ Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157 "О некоторых
мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" этому не препятствуют. Раньше,
до 2000 года в состав Попечительского совета входило около 30 человек, в том
числе и депутаты Государственной Думы. Но потом учредители приняли решение о
сокращении состава Попечительского совета. Т.е. все зависит от доброй воли учредителей.
Если же внести соответствующие изменения в Указ - учредители его требования
будут обязаны выполнить.
Кучеренко В.И.:
Направляйте Ваши предложения Собранию учредителей, они будут рассмотрены.
Нефедов В.А.:
Поддержал Иванова А.С. в вопросе о расширении состава Попечительского совета
Федерального фонда. Предложил подготовить проект соответствующих изменений в
Указ Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157 "О некоторых
мерах по защите прав вкладчиков и акционеров"
Нефедов В.А.:
Предложил обсудить на заседании рабочей группы вопрос о необходимости включения
депутатов Государственной Думы в состав Попечительского совета Федерального
фонда.
Мищенко Л.М.:
Предложил включить данный вопрос в повестку дня последующих заседаний рабочей
группы.
Беляев Л.А.:
Указ Президента Российской Федерации № 1157 подписан в 1995 году и не вполне
соответствует требованиям сегодняшнего дня. Нужна инициатива по разработке закона
о Федеральном фонде.
Мищенко Л.М.:
Вынес не голосование вопрос: "Утвердить регламент работы рабочей группы
с изменениями:
- п.2.3 читать в следующей
редакции: "Решение принимается простым большинством голосов от присутствующих
из числа учредителей или представителей учредителей";
- п.2.4. читать в следующей
редакции: "Подготовку
и проведение заседаний рабочей группы осуществляет секретарь рабочей группы,
материалы к заседанию направляются не позднее, чем за 14 дней до начала заседания.
Протокол заседания оформляется в течение пяти дней после проведения заседания
и направляется членам рабочей группы по запросу".
Голосовали:
"за" - 4
"против" - 0
"воздержался" - 1
Постановили: Утвердить
регламент работы рабочей группы с изменениями:
- п. 2.3 читать в следующей редакции: "Решение принимается простым большинством
голосов от присутствующих из числа учредителей или представителей учредителей";
п. 2.4 читать в следующей редакции: "Подготовку и проведение заседаний
рабочей группы осуществляет секретарь рабочей группы, материалы к заседанию
направляются не позднее, чем за 14 дней до начала заседания. Протокол заседания
оформляется в течение пяти дней после проведения заседания и направляется членам
рабочей группы по запросу".
Яблонский И.А.:
Вопросы повестки дня требуют много времени для подготовки. Поскольку присутствующие
не знают процедуры выплат, решение по ним сегодня принимать не нужно. Предлагаю
рассмотрение повестки дня перенести на следующее заседание.
Беляев Л.А.:
Все присутствующие (кроме представителей учредителей от государственных органов)
глубоко знают проблему и механизм компенсационных выплат. Многие принимают участие
в организации и проведении выплат; в частности, я занимаюсь организацией компенсационных
выплат в Ивановской области и очень хорошо знаю обсуждаемую тему.
Нефедов В.А.:
Обсуждение откладывать нельзя!
Мищенко Л.М.:
Мнение государственных органов нам особо важно! Предлагаю сегодня обсудить некоторые
вопросы выплат, особенно связанные с их прозрачностью. Это поможет понять механизм
осуществления выплат и хорошо подготовиться к следующему заседанию.
Яблонский И.А.:
Но мы не можем сегодня принимать решения! Необходимо исключить п.4 из повестки
дня.
Мищенко Л.М.:
Вынес на голосование вопрос: "Исключить из рассмотрения на текущем заседании
рабочей группы п.4 повестки дня".
Голосовали:
"за" - 4
"против" - 0
"воздержался" - 1
Постановили: Исключить из рассмотрения на текущем заседании рабочей группы п.4 повестки дня.
По второму вопросу повестки
дня:
Выступили:
Мищенко Л.М.:
26 сентября 2002 г. на заседание Попечительского совета Федерального фонда был
вынесен вопрос об утверждении нового Положения о компенсационных выплатах гражданам,
которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ. Но представители
учредителей от государственных органов отклонили это предложение, сославшись
на то, что компенсационные выплаты, осуществляемые Федеральным фондом, непрозрачны
и неподконтрольны. В связи с этим управляющим Фонда и была создана рабочая группа,
которая призвана изучить процедуру компенсационных выплат и, при необходимости,
выработать предложения по ее улучшению с точки зрения обеспечения прозрачности
и подконтрольности. Это позволит сделать следующий шаг - к расширению выплат
на новые категории вкладчиков.
Федеральный фонд осуществляет деятельность по проведению компенсационных выплат на основании Положения о компенсационных выплатах, утвержденного Попечительским советом. У данного Положения есть четыре основных принципа.
Первый. По решению Попечительского совета, списки пострадавших вкладчиков составляются в регионах уполномоченными организациями и заверяются администрациями. Администрации отвечают за работу уполномоченных ими организаций.
Второй. Финансовые компании включаются в список компаний, по которым производятся выплаты, исполнительным органом Фонда. Первоначальный список этих компаний утверждался Попечительским советом. Затем решением Попечительского совета эти полномочия были переданы исполнительному органу. На основании информации, предоставляемой регионами, экспертная комиссия Фонда коллегиально принимает решение о включении той или иной компании в список.
Третий. Основаниями включения вкладчика в список на выплаты являются: документ, подтверждающий его отнесение к льготной категории, которой производятся выплаты, и документ, подтверждающий внесение денег вкладчиком в финансовую компанию.
Четвертый - самый главный - проведение компенсационных выплат проверяется. Причем не только Фондом, но и государственными органами, администрациями регионов. Деятельность Фонда многократно проверялась государственными органами: Генеральной прокуратурой, Министерством финансов, органами внутренних дел и другими, в том числе и учредителями: ФКЦБ, Минимуществом и РФФИ. Ни одна комиссия нарушений финансово-хозяйственной деятельности не выявила.
Ковров Е.Б.:
Попросил представителей
учредителей от государства разъяснить, в чем заключается непрозрачность работы
Федерального фонда.
Ответа нет.
Федорова Л.П:
В Волгоградской области было много волнений пострадавших вкладчиков, но после
того, как начались регулярные компенсационные выплаты, обстановка стабилизировалась.
Сейчас нет такой социальной напряженности, как раньше. Подтвердила, что осуществление
компенсационных выплат контролируется администрацией. Привела пример о случае
с одним вкладчиком, который из-за ошибки в написании фамилии получил вместо
одной тысячи рублей - две, тогда ущерб, нанесенный Федеральному фонду, был взыскан
лично с нее.
Ковров Е.Б.:
Задал вопрос Федоровой Л.П., можно ли сказать, что выплаты Федерального фонда
неподконтрольны и непрозрачны?
Федорова Л.П.:
Нет!
Беляев Л.А.:
Существуют три схемы осуществления компенсационных выплат в регионах: первая
- выплаты проводит региональный фонд, вторая - выплаты проводит администрация
региона, третья - выплаты проводит общественная организация. Прозрачность Федерального
фонда высокая. И в Федеральном фонде, и в регионах есть электронная база вкладчиков,
и база на бумажных носителях. В Ивановской области выплаты осуществляются не
через Сбербанк, так как он берет 0,5 %, а через общественную организацию. Все
три вышеперечисленные схемы жестко контролируются администрацией региона.
Федорова Л.П.:
В Волгограде выплаты осуществляются через Сбербанк без взимания платы за перечисление
денежных средств, потому что удалось договориться с руководством Сбербанка о
предоставлении льгот при производстве компенсационных выплат.
Ковров Е.Б.:
Проинформировал, что договориться со Сбербанком удается не во всех регионах.
Беляев Л.А.:
Сумма, которая была внесена вкладчиком в финансовую компанию, тоже проверяется.
На самом деле от Фонда люди получают лишь моральную компенсацию нанесенного
им вреда, а не компенсацию материального ущерба.
Нефедов В.А.:
Предложил внести изменение в пункт 1.5.4 Положения о компенсационных выплатах:
дать право на получение компенсации лицам, унаследовавшим вклад по закону.
Яблонский И.А.:
Предложил Нефедову В.А. оформить его предложение письменно.
Сницарук И.Г.:
Различают наследование по закону и наследование на основании завещания. В данном
случае целесообразно говорить о наследовании на законных основаниях. Тогда основанием
для наследования будет считаться свидетельство о праве на наследство, заверенное
нотариусом.
Федорова Л.П.:
Сообщила, что когда люди вкладывали деньги в финансовые компании, часто в договорах
указывались наследники.
Беляев Л.А.:
Пример - внутренние доверенности "РДС".
Нефедов В.А.:
Предложил также внести изменения в п. 2.1 проекта Положения о компенсационных
выплатах - добавить "…уполномоченные организации и во всероссийские объединения
вкладчиков, акционеров и инвесторов".
Гельфер Ю.Б.:
Как администрации регионов осуществляют контроль над проведением компенсационных
выплат?
Беляев Л.А.:
Проинформировал, что в Иваново список пострадавших вкладчиков сверяется с данными
управления социальной защиты, пенсионного фонда, военкомата, ФСБ должностными
лицами этих ведомств.
Нефедов В.А.:
В Саратовской областной администрации проводят выборочную проверку списков с
затребованием всех документов, явившихся основанием для включения вкладчиков
в список и начисления им сумм компенсации.
Федорова Л.П.:
Списки также проверяются в Федеральном фонде. Если находят несоответствие, вкладчика
исключают из списка.
Ковров Е.Б.:
Уполномоченные организации проверяются комиссиями региональных администраций.
Нефедов В.А.:
Проверки осуществляют контрольно-ревизионные управления и налоговые органы.
Обратил внимание присутствующих на схему осуществления компенсационных выплат,
которую он подготовил к настоящему заседанию. На схеме четко видно, какие
органы на каком этапе выплат осуществляют контроль.
Мищенко Л.М.:
Фонд имеет базу данных вкладчиков финансовой компании "Русская недвижимость".
При подготовке ведомости представленные из региона данные обязательно сверяются
с имеющейся базой.
Нефедов В.А.:
Сообщил, что у него есть база данных вкладчиков "РДС", по Саратовской
области, которая используется для дополнительной проверки при подготовке списков.
Проинформировал, что вкладчик имеет право получить компенсацию в размере не
более одной тысячи рублей, вне зависимости от того, сколько у него было вкладов,
причем с учетом выплат, произведенных компанией. При регистрации вкладчик предъявляет
все документы.
Мищенко Л.М.:
Федеральный фонд проводит выездные проверки осуществления компенсационных выплат
на местах. Проверяются выплаты и по телефону.
Гельфер Ю.Б.:
В Федеральном фонде есть Положение о проверках?
Ковров Е.Б.:
Есть установленные формы акта проверки выплат и отчета о компенсационных выплатах.
Мищенко Л.М.:
В ходе выездных проверок сотрудники Федерального фонда выборочно проверяют законность
и обоснованность включения вкладчиков в список (проверка документов, удостоверяющих
личность, документов, подтверждающих сумму вклада, документов, подтверждающих
льготы) и реальное получение вкладчиком сумм согласно ведомости.
Ковров Е.Б.:
В случае, если уполномоченная организация задерживает отчет без объяснения причин,
Федеральный фонд направляет уведомление об этом в администрацию региона и органы
внутренних дел. Сроки проведения выплат в регионах продляются по ходатайству
администрации региона.
Гельфер Ю.Б.:
Были случаи, когда задерживались выплаты?
Ковров Е.Б.:
Были. В таких случаях сразу направлялись письма в администрацию и, как правило,
в органы внутренних дел региона.
Нефедов В.А.:
Например, однажды в Саратове были задержаны выплаты потому, что из-за пожара
в здании, где размещался Саратовский фонд, пришлось переезжать в другое здание,
разбирать и просушивать оргтехнику, залитую пожарными.
Ковров Е.Б.:
Прозрачность деятельности является предметом гордости Фонда. Вряд ли найдется
другая столь же открытая структура. Информация о работе Фонда, в частности,
размещена в Интернете по адресу: www.fedfond.ru. Там есть и отчетность Фонда.
Все документы, предусмотренные Уставом, рассылаются учредителям. Но мы готовы
к еще большей открытости - потому и создали настоящую рабочую группу. Мы готовы
выполнять рекомендации, которые будут способствовать повышению качества нашей
работы.
Мищенко Л.М.:
Предложил информацию по второму вопросу принять к сведению и перейти к рассмотрению
третьего вопроса.
По третьему вопросу повестки дня:
Выступили:
Яблонский И.А.:
Предложил не обсуждать данный вопрос повестки дня, а соображения по предложениям
членов Попечительского совета от государственных органов оформить в виде протокола
разногласий.
Ковров Е.Б.:
Согласился с целесообразностью подготовки письменных комментариев к предложениям
представителей государства.
Беляев Л.А.:
Предложил обсудить некоторые моменты третьего вопроса повестки дня. В Ивановской
области выплаты уже четыре года осуществляет общественная организация, которая
не получает финансирования от администрации. На текущие расходы ей требуется
200 тысяч рублей в год. Если передать функции, осуществляемые этой общественной
организацией в Федеральный фонд, значит, из средств Фонда необходимо будет выделить
эти средства - для каждого субъекта федерации. Иначе выплат не будет. Если не
будет выплат, люди пойдут приступом на администрации.
Подлинники документов, как предлагают представители государства, забирать нельзя, это противозаконно. Договор - собственность вкладчика. Требование нотариально заверенных копий потребует от вкладчиков значительных расходов - при символических компенсационных выплатах. Тем более, что копию паспорта нотариально заверить все равно невозможно. Значит, без подразделений в регионах не обойтись.
Нефедов В.А.:
Ограничивать в бюджете объем компенсационных выплат нельзя. В связи с тем, что
во многих регионах финансирование работы по выплатам нестабильное, заранее предсказать
производительность регионов невозможно. Например в текущем году наш фонд планировал
выплатить 2 миллиона рублей, но, получив новую оргтехнику, смог выплатить 5
миллионов.
Ковров Е.Б.:
Согласился с мнением Нефедова В.А. Сообщил, что Федеральный фонд старается максимально
увеличить объем выплат и ориентируется при этом на темпы поступления списков
из регионов.
Мищенко Л.М.:
Целесообразно оставить в смете расходов такую же формулировку, как и в 2001
г. и 2002 годах: "Компенсационные выплаты осуществлять за счет средств
от приватизации и доходов, полученных от управления ими. Денежные средства на
компенсационные выплаты направлять по мере поступления и обработки списков,
оформленных надлежащим образом, в порядке, предусмотренном Попечительским советом.
Отчет о расходовании денежных средств на компенсационные выплаты по итогам года
утвердить на Собрании учредителей".
Беляев Л.А.:
Сообщил, что по ряду независящих от Федерального фонда причин не представляется
возможности прогнозировать, сколько вкладчиков обратится за компенсацией в 2003
г., учитывая, что планируется расширить категории потенциальных получателей
компенсации.
Ковров Е.Б.:
Фонд все время наращивает объемы выплат. В проекте бюджета Федерального фонда
на 2003 г. на компенсационные выплаты предусмотрено 200 млн. рублей. Но если
мы сможем выплатить больше - будет хорошо, это надо будет лишь приветствовать.
Беляев Л.А.:
Следует ожидать увеличения количества списков, поступающих в Фонд, в связи с
тем, что администрации подключились к осуществлению компенсационных выплат,
а также в связи с началом в 2003 г. предвыборной компании.
Мищенко Л.М.:
Все желающие высказались, поэтому подвожу черту. Поскольку сегодня мы не можем
принимать решения, информацию прошу принять к сведению: она пригодится при обсуждениях
и выработке новых предложений.
Прошу направлять мне, как секретарю рабочей группы, предложения и замечания по вопросам повышения качества и объемов компенсационных выплат, увеличению их прозрачности и подконтрольности для рассылки этих предложений членам рабочей группы.
Секретарь рабочей группы |
Л.М.Мищенко
|
Помощник секретаря рабочей группы |
Е.С.Шибанова |