ПРОТОКОЛ
№ 3
заседания рабочей группы по выработке согласованных предложений
по совершенствованию механизма компенсационных выплат и их расширению
г. Москва |
20
февраля 2003 г.
|
Присутствуют:
Члены рабочей группы:
1. Беляев Л.А. - депутат
Государственной Думы ФС РФ.
2. Иванов А.С. - депутат Государственной Думы ФС РФ.
3. Воробьев М.Р. - от Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
4. Гельфер Ю.Б. - от Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
5. Яблонский И.А. - от Российского фонда федерального имущества.
6. Гришкин В.А. - от Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите
прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России".
7. Нефедов В.А. - от Всероссийской ассоциации общественно-государственных фондов
защиты инвесторов.
8. Филимонов Г.Т. - Председатель Постояннодействующего президиума Всероссийской
конференции вкладчиков.
9. Лыжин В.Е. - представитель некоммерческого партнерства "Объединение
по защите акционеров, предприятий и организаций".
10. Мищенко Л.М. - от Федерального общественно-государственного фонда по защите
прав вкладчиков и акционеров, секретарь рабочей группы.
11. Сницарук И.Г. - юрист.
12. Усанова Е.В. - помощник секретаря рабочей группы.
Приглашенные:
1. Ковров Е.Б. - управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - Фонд).
Секретарь заседания - Мищенко Л.М., заместитель управляющего Фонда.
Повестка дня
1. Обсуждение Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.
Выступили:
Ковров Е.Б.:
Рабочая группа
- консультативный орган, который не принимает решений, обязательных для Фонда.
Их принимает Попечительский совет. Но рекомендации Попечительскому совету будут
направляться от имени рабочей группы, тогда как фактически, если в голосовании
примут участие только представители учредителей, это будут лишь предложения
учредителей. Это очень некорректно!
Рабочая группа создана Приказом Управляющего, поэтому логично приказом управляющего
установить и регламент рабочей группы. В целях устранения некорректности, а
также для повышения ответственности членов рабочей группы за вырабатываемые
предложения, приказом управляющего № 7-03 от 20.02.03 г. установлено, что участвовать
в голосовании имеет право каждый член рабочей группы, за исключением технических
работников (юриста и помощника секретаря рабочей группы). Другие положения принятого
рабочей группой регламента сохранены.
Яблонский И.А.:
Считаю необходимым
оставить прежний регламент проведения заседания рабочей группы, который был
утвержден на первом заседании.
Мищенко Л.М.:
Считаю, что
голосовать должны все, так как Попечительскому совету рекомендации будут представляться
от имени рабочей группы, т.е. от нас всех.
Яблонский И.А.:
Регламент
и порядок принятия решения мы обсуждали на первом заседании. Голосовать должны
только представители учредителей Фонда.
Беляев Л.М.:
Состоялось
заседание Комитета по труду и социальной политике, на котором управляющий Федерального
фонда Ковров доложил о сегодняшней ситуации с компенсационными выплатами. На
основании представленных им материалов подготовлено обращение Председателя комитета
по труду и социальной политике А.В. Селиванова к учредителям Фонда: депутаты
и Комитет считают, что на сегодняшний день сложилась ненормальная обстановка:
Собрание учредителей эквивалентно Попечительскому совету фонда. Раньше практика
работы Фонда была иной, и Попечительский совет фонда состоял из 30 человек.
Депутаты обязаны реагировать на происходящее.
Филимонов Г.Т.:
У нас единая
задача, и пренебрежение моим мнением, как члена рабочей группы, меня оскорбляет.
Унижать нас - представителей общественных организаций России - не рекомендую.
Мнение рабочей группы должно быть взвешенным и единым. Предложения будут представляться
от рабочей группы, в которую входит каждый из нас. И каждый должен чувствовать
ответственность за подготовленные предложения. Значит, каждый должен иметь право
голоса.
Беляев Л.А.:
Уже нанесен
огромный вред работе Фонда. Претензии учредителей со стороны государства смешны.
Когда мы говорим, что 350 млн. рублей выплачено вкладчикам и 350 миллионов -
в бюджет, то урезать копейки на зарплату, командировки и т.д. просто смешно.
Я дал три телеграммы: Председателю ФКЦБ Костикову, Председателю РФФИ Малину
и в Минимущество Газизуллину с оценкой данной ситуации.
Я считаю, что если вносится какое-либо предложение, то оно может быть проголосовано.
Мищенко Л.М.:
Вынес на голосование
вопрос:
Кто за то, чтобы в голосовании принимали участие все члены рабочей группы,
за исключением технических работников (юриста и помощника секретаря рабочей
группы)?
Голосовали:
За - 6
Против - 3
Воздержались - 1
Мищенко Л.М.:
Регламент,
утвержденный приказом управляющего Фонда, поддержан рабочей группой.
Поясняю, что управляющий Фонда в состав рабочей группы не входит и в голосовании
не участвует.
Предлагаю приступить к рассмотрению нового "Положения о проведении компенсационных
выплат", в которое были включены все рекомендации.
Яблонский И.А.:
Термины,
встречающиеся в "Положении", следует вынести в начало положения с
определением, что понимается под данным термином. Необходимо пересмотреть структуру
"Положения". Сначала следует указать компании, по которым могут быть
выплаты, а потом процедуру включения компаний в список. Указать категории вкладчиков,
которые могут претендовать на получение компенсации, а затем саму процедуру
выплат.
Возражений по данному
предложению не поступило.
Мищенко Л.М.:
Эти пожелания будут учтены при корректировке проекта. Предлагаю
обсудить первый раздел "Положения" - Общие положения.
Воробьев М.Р.:
По пункту
1.1 предложил название указа и дату писать полностью.
Мищенко Л.М.:
Предложил
заменить в преамбуле словосочетание "финансовые компании" на термин
"организации".
Беляев Л.А.:
Предложил писать
не "вкладчикам", а "вкладчикам и акционерам", как написано
в Указе № 1157.
Эти предложения обсуждены и поддержаны присутствующими.
Яблонский И.А.:
Предложил
в п. 1.4. изменить окончание в слове "акционеру" на "акционера".
Иванов А.С.:
Предложил писать
в соответствии с Указом № 1157 не "акционера", а "вкладчика-акционера".
Яблонский И.А.:
Этот термин
должен быть раскрыт в определениях в начале документа.
Предложения поддержаны присутствующими.
Мищенко Л.М.:
Предложил
обсудить п. 1.5.1 "Положения".
Яблонский И.А.:
Компенсация
- это не вклад, и наследованию не подлежит.
Воробьев М.Р.:
Компенсация
не является имуществом, а следовательно наследники не имеют права на нее.
Иванов А.С.:
Выплачивая
компенсацию наследникам, мы не ущемляем права граждан и не нарушаем закон. Фонд
вправе сам определять, кому проводить выплаты.
Мищенко Л.М.:
В соответствии
с решением Попечительского совета, вдовам производится компенсация уже три года,
и отменять ее мы не можем, так как вкладчики окажутся в разных условиях. Фонд
производит компенсационные выплаты по вкладам граждан в финансовые компании.
Если гражданин унаследовал вклад - вместе с ним он унаследовал и право на компенсацию.
Беляев Л.А.:
Проблема заключается
в том, что по времени процедура компенсации растянута, т.е. многие вкладчики
не успевают получить компенсацию: умирают от старости.
Гришкин В.А.:
Выплата компенсации
вдовам (вдовцам) снижает социальную напряженность в регионах. С момента выхода
Указа Президента РФ № 1157 вкладчики имели право претендовать на получение компенсации.
Не их вина, что они умерли раньше, чем до них дошла очередь.
Иванов А.С.:
Предложил определиться,
каким очередям наследников по закону Федеральный фонд будет выплачивать компенсацию.
Мищенко Л.М.:
Предложил
проголосовать по вопросу:
Выплачивать компенсацию наследникам по завещанию и наследникам "по закону"
1й очереди.
Голосовали:
За - 9
Против - 0
Воздержались - 1
Мищенко Л.М.:
Предложение
принято. Переходим к обсуждению п. 1.6. "Положения" - об уполномоченных
организациях.
Яблонский И.А.:
Предложил
производить выплату компенсации вкладчикам из Федерального фонда напрямую на
лицевой счет вкладчика. Предложил на местах, при Администрации районов открывать
специальные региональные фонды. Эти фонды должны собирать информацию и направлять
в Федеральный фонд. А Федеральный фонд будет перечислять деньги на лицевой счет
каждого вкладчика.
Беляев Л.А.:
Предложил оставить
существующий механизм производства компенсационных выплат, так как он хорошо
работает.
Филимонов Г.Т.:
Создание
новых структур и изменение технологии выплат повлечет остановку компенсационных
выплат. Сегодня работа в регионах хорошо налажена, но далось это не просто.
Яблонский И.А.:
Можно открыть
филиалы, но на это требуются деньги.
Нефедов В.А.:
Благодаря
участию в выплатах региональных фондов, в настоящее время работа Федерального
фонда прозрачна. Если мы изменим систему, то работа Фонда станет закрытой. Региональная
организация, когда получает ведомость, публикует информацию в газете о том,
что будет проводиться компенсация и каким категориям. Сейчас объем работы возрос.
А при предлагаемой системе эффективность работы существенно снизится.
Важно, что на сегодняшний день Федеральный фонд не несет никаких затрат по выплатам
в регионах.
Воробьев М.Р.:
Выразил мнение,
что технически проще отправлять деньги из центра, т.е. Федерального фонда.
Нефедов В.А.:
Технически
это сложнее. К тому же, если перечислять деньги вкладчиков "из центра",
то Сберегательный банк будет брать проценты от перечисленной суммы. А многие
региональные организации или администрации договариваются со Сберегательным
банком об отказе от этих процентов.
Ковров Е.Б.:
Технически
это, действительно, сложнее. Зачастую реквизиты счетов изменяются. На местах
региональные организации связываются с каждым вкладчиком и уточняют все реквизиты
прежде, чем перечислять ему компенсацию. При перечислениях из центра будет намного
больше возвратов, и уточнение реквизитов счетов станет более трудоемким.
Если производить перечисления напрямую из Федерального фонда, то придется увеличивать
штат Фонда, особенно - бухгалтерии: за месяц придется оформлять более 10 тысяч
платежных поручений.
Беляев Л.А.:
Вопрос в том,
что мы понимаем под уполномоченной организацией. К тому же, если мы принимаем
решение об исключении уполномоченных организаций, то тем самым мы нарушаем Указ
Президента Российской Федерации от 11.09.97 г. № 1009: фактически, в нарушение
Указа, запрещаем региональные фонды.
Яблонский И.А.:
Выразил
недоверие уполномоченным организациям, указывая на то, что деньги поступают
на счет региональной организации в которой они могут лежать 2-3 недели, а потом
"идет дележ".
Беляев Л.А.:
Сообщил, что
уполномоченные организации никаких денег снять и поделить не могут, так как
это целевые перечисления. Все перечисленные деньги должны быть выплачены конкретным
вкладчикам.
Иванов А.С.:
Предложил остановиться
на варианте, когда создается региональный фонд за деятельность которого отвечает
региональная власть.
Яблонский И.А.:
Предложил
вынести открытие региональных фондов на решение законодательной власти на местах.
Беляев Л.А.:
Данное предложение
почти невыполнимо, так как власть на местах должна будет принимать закон о выплате
компенсации в пределах региона.
Гришкин В.А.:
Такие "игры"
будут отрицательно и с недоумением восприняты в регионах, так как, на основании
Указов Президента РФ № 1157 и № 1109 уже созданы организации - региональные
фонды, которые справляются с возложенными на них обязанностями хорошо. К тому
же, контроль за действующими организациями существует: все региональные фонды
имеют Попечительские советы, которые состоят из представителей администрации,
депутатов и общественных организаций.
Иванов А.С.:
В п. 12 Указа
№ 1157 от 18.11.1995 г. записано: "Рекомендовать Фонду оказывать всемерное
содействие в создании и выступать соучредителем региональных и местных фондов
по защите прав вкладчиков и акционеров, учредителями которых выступают органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,
общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров,
в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров". Именно
так следует определить термин "уполномоченная организация".
Ковров Е.Б.:
В некоторых
случаях в качестве уполномоченной организации выступают специализированные учреждения,
которые не подходят под это определение, так как не являются фондами и не имеют
отношения к общественным организациям, однако они стопроцентно контролируются
администрациями.
Мищенко Л.М.:
Деятельность
уполномоченной организации осуществляется на договорной основе, что не противоречит
Гражданскому кодексу РФ. За нарушение условий договора уполномоченная организация
понесет как административную, так и уголовную ответственность.
Беляев Л.А.:
Списки на выплаты
подписывает Губернатор, а значит и он отвечает за добросовестность проводимой
работы.
Яблонский И.А.:
Согласился
с необходимостью участия уполномоченных организаций в производстве компенсационных
выплат. Предложил юристу Фонда сформулировать определение уполномоченной организации
с учетом п. 12 Указа 1157 от 18.11.1995 г. и высказанных пожеланий.
Все члены рабочей группы выразили согласие с тем, что уполномоченные организации целесообразно оставить в системе осуществления компенсационных выплат.
Мищенко Л.М.:
Предложил
рассмотреть предложения от представителей регионов по п. 2.1 "Положения".
Предложения сводятся к тому, что при определении термина "вкладчик"
должны вводиться категории: 1 - финансовые компании, 2 - негосударственные пенсионные
фонды и страховые компании, 3 - чековые инвестиционные фонды приватизации, 4
- коммерческие банки.
Нефедов В.А.:
Предложил
разделять категории компаний и категории вкладчиков.
Мищенко Л.М.:
Предложил
в "Положении" не указывать максимальную сумму выплаты компенсации,
а утверждать сумму Попечительским советом отдельно, не внося изменения в Положение.
Предложил производить выплаты отдельно - по финансовым компаниям, отдельно -
по негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, отдельно - по
чековым инвестиционным фондам приватизации, отдельно - по банкам.
Беляев Л.А.:
Выплата компенсации
- это компенсация морального вреда. Получится, что некоторые вкладчики получат
дополнительную компенсацию.
Ковров Е.Б.:
Вкладчик, внося
деньги в различные финансовые структуры - финансовые компании, страховые компании
или в пенсионные фонды, ЧИФы - имел различные цели: получение прибыли, страхование
рисков (или получение пенсии, что также является своего рода страхованием),
реализация своего права на долю общенародной собственности. Потеряв деньги и
там, и там, и там, он оказался обманут и в ожидании дохода от инвестиций, и
в ожидании страхования рисков и достойной пенсии, и потерял свою долю общенародной
собственности. Поэтому он имеет право на компенсацию морального и материального
ущерба, нанесенного ему в каждой сфере реализации своих сил и средств, в каждой
сфере разбитых надежд.
Яблонский И.А.:
Вкладчику
достаточно выплачивать компенсацию единожды в пределах одной тысячи рублей.
Иванов А.С.:
Выразил согласие
с раздельным производством выплат по финансовым компаниям, страховым компаниям
и пенсионным фондам, если это упростит технологию работы Фонда.
Яблонский И.А.:
Компенсация
- это разовый платеж. И она должна выплачиваться с учетом ранее полученных вкладчиком
сумм.
Мищенко Л.М.:
Предложил
проголосовать:
Кто за то, чтобы вкладчикам выплачивалась отдельная компенсация по различным
видам инвестиций: отдельно - по финансовым компаниям, отдельно - по страховым
компаниям, отдельно - по негосударственным пенсионным фондам?
Голосовали:
За - 6
Против - 2
Воздержались - 2
Мищенко Л.М.:
Предложение
принято. Переходим к обсуждению п. 2.4. "Положения".
Воробьев М.Р.:
Предложил
категории вкладчиков разложить по пунктам, структурировать.
Нефедов В.А.:
Внес поправку
в п. 4.2: фразу "Новый счет" изменить на "Новый счет до востребования".
Возражений и замечаний по внесенным предложениям от присутствующих нет.
Мищенко Л.М.:
Повестка дня
исчерпана. Главным итогом сегодняшнего обсуждения я считаю то, что выработана
единая позиция по принципиальным вопросам. В первую очередь это относится к
участию уполномоченных организаций в системе компенсационных выплат, к признанию
права наследников на получение компенсации, к раздельному осуществлению компенсационных
выплат вкладчикам финансовых компаний, негосударственных пенсионных фондов и
страховых компаний, чековых инвестиционных фондов.
Спасибо за работу.
Секретарь рабочей группы |
Мищенко
Л.М.
|
Помощник секретаря рабочей группы |
Усанова Е.В. |