ПРОТОКОЛ
№ 4
заседания рабочей группы по выработке согласованных предложений
по совершенствованию механизма компенсационных выплат и их расширению
г. Москва |
17
апреля 2003 г.
|
Присутствуют:
Члены рабочей группы:
1. Богданова В.В.- по доверенности
о Нефедова В.А. - Президента Всероссийской ассоциации общественно-государственных
фондов защиты инвестров;
2. Воробьев М.Р. - от ФКЦБ России;
3. Вялов Ю.Л. - от "Ассоциации частных инвесторов";
4. Иванов А.С. - депутат Государственной Думы ФС РФ;
5. Кучеренко В.И. - от Ассоциации по защите прав вкладчиков ИЧП "Властилина";
6. Статьин В.А. - Генеральный директор Некоммерческого партнерства "Объединение
по защите прав Интересов Акционеров, Предприятий и Организаций";
7. Тоневицкая С.В - по доверенности от депутата Государственной Думы ФС РФ Семенова
Б.Ц.;
8. Филимонов Г.Т. - Председатель постояннодействующего президиума Всероссийской
конференции вкладчиков, помощник главы администрации Волгоградской области;
9. Хидирова В.И. - от Всероссийской ассоциации общественных объединений "Вкладчики
России";
10. Яблонский И.А. - от РФФИ;
11. Мищенко Л.М. по доверенности от Депутата Государственной Думы ФС РФ Беляева
Л.А
12. Мищенко Л.М. - от Федерального общественно-государственного фонда по защите
прав вкладчиков и акционеров, секретарь рабочей группы; по доверенности от Беляева
Л.А. депутата Государственной Думы ФС РФ;
13. Сницарук И.Г. - юрист (в голосовании не участвует)
14. Усанова Е.В. - помощник секретаря (в голосовании не участвует)
Приглашенные:
1. Ковров Е.Б. - управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.
Повестка дня:
1. Утверждение Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ.
Выступили:
Мищенко Л.М.:
На
заседании присутствуют 12 членов рабочей группы из 15, заседание правомочно.
Всем членам рабочей группы был направлен проект "Положения о компенсационных
выплатах гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках
РФ".
На сегодняшний день поступило только заключение от РФФИ в котором отражено два
момента:
1. Дату подписания Указа Президента Российской Федерации от 18.11.1995 г. №1157
считать датой, после которой рассмотрение вопросов об ущербе обманутым вкладчикам
выходит за пределы компетенции Федерального Фонда;
2. Исключить уполномоченные организации из схемы проведения компенсационных
выплат.
Хочу дать по этим пунктам свои комментарии. На предыдущих заседаниях рабочей
группы вопрос о выплате компенсации вкладчикам, понесшим ущерб от деятельности
финансовых компаниях до или после выхода Указа №1157 не поднимался.
Яблонский И.А.:
Это
предложение возникло в ходе заседания Собрания учредителей.
Мищенко Л.М.:
Было
голосование?
Яблонский И.А.: Учредители голосуют по вопросам повестки дня, поэтому этот вопрос на голосование не выносился.
Мищенко Л.М.:
Мы
проанализировали имеющиеся в Фонде документы. Так по АОЗТ "Русский дом
селенга" и АОЗТ "Русская недвижимость" решение о ликвидации в
связи с незаконной деятельностью по приему денежных средств граждан было принято
в мае 1996 г., ТОО "Хопер-Инвест" заключало договора после выхода
Указа №1157, а срок окончания договоров 1997, 98, 99 гг. Также мне непонятно
по каким критериям считать момент нанесения ущерба: - обращение в суд, окончание
договора, дата признания банкротом, вынесение приговора по уголовному делу,
вынесения решения по гражданскому…
Этих ограничений не было на протяжении 6 лет работы Фонда и по этому поводу
не возникали вопросы ни у множественных проверяющих организаций, ни у аудитора,
ни у Президента РФ, ни у Собрания Учредителей.
Богданова В.В.:
Первое
предложение Яблонского И.А. нарушает Указ №1157. Т.к. Указ № 1157 устанавливает,
что выплаты должны производиться всем вкладчикам, которым был причинен ущерб.
Больше никаких ограничений Указ не устанавливает.
Яблонский И.А.:
Я
высказал свою позицию как представитель РФФИ в рабочей группе.
Кучеренко В.И.:
Все
выступающие стороны правы с субъективной точки зрения. Многие аспекты нашей
деятельности пересматриваются и со временем оказываются не совсем правильными.
Сначала должна быть правовая оценка.
Ковров Е.Б.:
Правовую
оценку наверно дать можно. Но Фонд создан на основании Указа, но Указом же установлены
правила для органов Фонда и органы Фонда вправе принимать решение. Будет несправедливо
отсекать людей, которые сегодня имели право получить компенсацию, а завтра нет.
В конституции РФ в ст. 52 записано, что Государство не только защищает права
граждан, но и возмещает нанесенный ущерб. Фонд этот тот орган, который возмещает
ущерб вкладчикам. Если Фонд прекращает выплаты значит, очевидно, что государство
должно создать какую-то другую структуру. Сегодня такой структуры нет. Запрещая
выплачивать тем вкладчикам, которые пострадали после выхода Указа мы подставляем
Президента РФ, который, если учитывать мнение представителя РФФИ, своим указом
создал ограниченный фонд с ограниченными функциями.
Иванов А.С.:
Необходимо
обратиться к президенту, чтобы дали правовую оценку Указа. Учитывая, что выплаты
проводятся уже 6 лет, то нужно проводить выплаты по имеющейся системе.
Воробьев М.Р.:
Я
считаю предложение по проведению правовой оценки очень дельным.
Мищенко Л.М.:
Есть
закон от 1999 г., почему не считать дату выхода закона "О защите прав инвесторов
на рынке ценных бумаг" датой после которой компании, которые нанесли ущерб
вкладчикам (акционерам), не должны включаться в списки компаний на выплаты.
Яблонский И.А.:
Это
разные законы.
Ковров Е.Б.:
Это
действительно разные законы, но раньше был нерегулируемый рынок и этот закон
создан на регулируемом рынке и должен защищать интересы инвесторов регулируемого
рынка. Таким образом датой может быть 5 марта 1999 г.
Мищенко Л.М.
Поступило предложение рекомендовать управляющему Фонда подготовить запрос о
правовом разъяснении Указа № 1157 и передать в Подкомитет ГД.
Кто за то, чтобы рекомендовать управляющему Фонда подготовить запрос о правовом
разъяснении Указа № 1157 и передать в Подкомитет ГД.
Голосовали: за - единогласно.
Мищенко Л.М.:
Предлагаю
обсудить второе предложение Яблонского И.А. Этот вопрос уже обсуждался на прошлом
заседании и члены рабочей группы пришли к мнению, что альтернативой уполномоченным
организациями могут быть только региональные отделения (филиалы) Фонда. В связи
с отсутствием денежных средств вопрос о создании филиалов отделений был снят
с обсуждения.
Нами дополнительно проведены консультации с представителями Сбербанка России
в ходе которых получили информацию, что для обработки 600-700 платежных поручений
в день, четыре отделения банка должны работать только на Фонд и не обслуживать
других клиентов. Только для оформления 600-700 платежных поручений Фонду необходимо
увеличить штат бухгалтерии до 25 человек.
Яблонский И.А.:
Если
между Фондом стоит посредник, то это всегда плохо. Сложности, высказанные Мищенко
Л.М. существуют, но процедура будет прозрачна с учетом поправки к трактовке
Указа №1157.
Филимонов Г.Т.:
Волгоградский
фонд выплатил компенсаций на сумму около 30 миллионов рублей. Замечаний по работе
нет. Почему именно сегодня представители государства предлагают разрушить эту
систему, не давая конкретных предложений.
Иванов А.С.:
Я прошу
пояснить, как идет процесс компенсационных выплат.
Филимонов Г.Т.:
Идет
регистрация - документы направляются в Фонд - ведомость из Фонда направляется
в уполномоченную организацию - деньги поступают на счет вкладчика.
Воробьев М.Р.:
Позиция
ФКЦБ - уполномоченные организации нужны, но наличные расчеты необходимо прекратить.
Кучеренко В.И.:
Если
есть структура, зачем ее ломать. Мы должны внести предложение об исключении
выплаты компенсации наличными средствами.
Воробьев М.Р.:
Позиция
ФКЦБ - все выплаты, которые производятся обманутым вкладчикам, должны идти со
счета на счет.
Мищенко Л.М.:
Кто
за то, чтобы исключить из проекта Положения возможность выдачи наличных, при
этом денежные средства перечислялись на счет вкладчика по безналичному расчету.
(исключить п. 5.4., п. 5.9.).
Голосовали: за - единогласно.
Кучеренко В.И.:
Надо
уведомить уполномоченные организации, которые производят выплату компенсации
наличным расчетом.
Иванов А.С.:
Просьба
передать мне список организаций, выплачивающих компенсацию наличным расчетом
для передачи депутатам для оказания помощи на местах.
Яблонский И.А.:
Предложил
вычеркнуть из понятия уполномоченная организация слово "банк" и ввести
новое понятие "уполномоченный банк".
Голосование: Ввести понятие уполномоченный банк, исключить слово банк из понятия уполномоченная организация и внести изменения по тексту Положения.
Голосовали - за - единогласно.
Голосование: Рекомендовать Попечительскому совету утвердить проект Положения о компенсационных выплатах гражданам которым причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.
Голосовали - за - единогласно.
Мищенко Л.М.
Невозможно
в один момент отказаться от порядка проведения компенсационных выплат по старому
Положению и перейти к проведению компенсационных выплат по новым правилам. Необходимо
рекомендовать Попечительскому совету установить переходный период. Какие будут
предложения у членов рабочей группы.
Кучеренко В.И.
Преложил
переходный период установить не менее 2 месяца.
Хидирова В.И.
Предложила
переходный период установить не менее 3 месяца
Голосование: Ввести переходный период не менее два месяца с момента утверждения Положения:
Голосовали - за - 8
против - 2
воздержались - 2.
Голосование: Ввести переходный период не менее три месяца с момента утверждения Положения:
Голосовали - за - 2
против - 8
воздержались - 2.
Постановили: Рекомендовать Попечительскому совету с момента утверждения нового Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, установить переходный период не менее чем в два месяца для завершения компенсационных выплат, проводимых в соответствии с действующим Положением о компенсационных выплатах.
Секретарь заседания |
Мищенко
Л.М.
|