Решения Попечительского совета

26 сентября 2002 г. (протокол № 23)

 

I. Повестка дня заседания Попечительского совета

II. Пояснительная записка

III. Решение Попечительского совета

IV. Письмо Фонда в адрес учредителей Фонда со стороны государства

V. Особое мнение члена Попечительского совета от ВАОО "Вкладчики России"

 

I. Повестка дня заседания Попечительского совета

1. О начале компенсационных выплат всем вкладчикам (а не только льготным категориям), пострадавшим от деятельности финансовых компаний.

2. О включении в перечень компаний для производства компенсационных выплат страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и чековых инвестиционных фондов приватизации.

3. Об измнении процедуры включения компаний, не выполнивших свои обязательства перед вкладчиками, в перечень компаний для производства компенсационных выплат.

4. Об изменении размера компенсационных выплат.

В начало

 

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к повестке дня заседания Попечительского совета
26 сентября 2002г.

В Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров обращаются общественные объединения вкладчиков (в частности, Тамбовской, Белгородской, Архангельской, Астраханской областей, республики Татарстан), региональные фонды (Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев, Тамбовской, Астраханской, Брянской, Рязанской, Костромской, Камчатской Ростовской, Волгоградской областей и др.) с требованием в кратчайший срок провести заседание Попечительского совета Фонда по вопросу расширения компенсационных выплат. По этому же вопросу, затрагивающему интересы значительной части граждан России, в Фонд обращаются граждане-вкладчики, депутаты Государственной Думы и региональные администрации.

Вопросы повестки дня настоящего заседания рассмотрены в пояснительной записке, направленной Вам 23 апреля 2002 года (исх. № ЕК-1880).

Дополнительно 5 июня 2002 года, в целях подготовки к заседанию, назначенному на 11 июня 2002 года, в адрес членов Попечительского совета, по требованию члена от ФКЦБ России, направлялась информация об общих средствах Фонда, о состоянии портфеля Фонда и об имуществе, числящемся в Фонде на забалансовых счетах, а также проект Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации (исх. № ЕК-2537).

Заседание, назначенное на 11.06.02 г., не состоялось в связи с отсутствием кворума.

Однако на него прибыли руководители общественных объединений, выражающих интересы вкладчиков России. Представители общественности обсудили предложенный Фондом проект Положения о компенсационных выплатах и представили дополнительную информацию о количестве вкладчиков, не относящихся к льготным категориям, а также о количестве вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, которым был причинен ущерб в 90-х годах прошлого века.

1. Съезд Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России", прошедший в Санкт-Петербурге 27 марта 2002 года, потребовал от Учредителей и Попечительского совета Фонда принятия ряда решений по вопросам, отнесенным Уставом к компетенции Попечительского совета.

Так, съезд потребовал начать компенсационные выплаты всем вкладчикам (а не только льготным категориям), пострадавшим от деятельности финансовых компаний. Аналогичное обращение Фонд получил от ряда общественных организаций и региональных фондов, а также от Всероссийской ассоциации общественно-государственных фондов защиты инвесторов.

Анализ информации, представленной на обсуждении 11 июня 2002 года общественными объединениями (в частности, Всероссийской ассоциацией региональных фондов, ВАОО "Вкладчики России", Постояннодействующим Президиумом Всероссийской конференции вкладчиков), подтверждает данные о количестве вкладчиков, которые приводились Управляющим и руководителями всероссийских общественных объединений на заседании Попечительского совета 15 мая 2002 г.

Количество вкладчиков льготных категорий, которым выплаты проводятся в настоящее время, снижается. В некоторых регионах Российской Федерации (например, в Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Костромской областях) выплаты льготным категориям вкладчиков подходят к завершающему этапу.

Точная оценка размера средств, необходимых для расширения компенсационных выплат, затруднена тем, что предварительная регистрация всех вкладчиков России приведет к обострению социальной напряженности, связанной с потерей вкладов.

В связи с заявлением члена Попечительского совета от ФКЦБ России А.В. Шаронова на заседании 15 мая 2002 г. о том, что ФКЦБ России располагает данными Министерства внутренних дел РФ о количестве вкладчиков, пострадавших на финансовом и фондовом рынках России и сумме нанесенного им ущерба, Фондом был направлен запрос в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Однако ФКЦБ России письмом исх. № ГК-01/9517 от 23.08.02 эти сведения опровергла.

В Волгоградской области, по ходатайству Фонда, администрацией области проведена предварительная регистрация вкладчиков, не относящихся к льготным категориям. Регистрация подтвердила ранее приведенные данные, которые можно экстраполировать на всю Российскую Федерацию. Проведенная регистрация не вызвала серьезных негативных последствий лишь потому, что администрация Волгоградской области конструктивно относится к решению проблемы вкладчиков, проводит выплаты не только из средств Фонда, но и из региональных средств, - социальная напряженность, связанная с компенсациями, там сегодня снижена.

По поручению Фонда рядом региональных организаций, участвующих в осуществлении компенсационных выплат, предварительно оценено количество вкладчиков, претендующих на получение компенсационных выплат, но не относящихся к льготным категориям. Например, в Республике Чувашия всего зарегистрировано 3847 вкладчиков, из них 2540 не относятся к льготным категориям. Это составляет примерно 65 % от общего числа вкладчиков. В Волгоградской области зарегистрировано около 70 тысяч вкладчиков, выплаты получили 37,8 тысяч вкладчиков. Осталось 22,2 тысячи, что составляет примерно 33 % от общего числа вкладчиков. В Архангельской области зарегистрировано 36 тысяч вкладчиков, выплаты получили 16 тысяч. Осталось около 20 тысяч, что составляет 55% от общего числа вкладчиков. В Брянской области на учете стоит 15 тысяч вкладчиков, компенсацию получили 6 тысяч. Осталось 9 тысяч, что составляет 60% от общего числа вкладчиков. В некоторых других регионах (например, в Санкт-Петербурге) количество вкладчиков, не относящихся к льготным категориям, по данным региональных организаций, составляет лишь 30-35 % от общего числа всех вкладчиков (в Санкт-Петербурге это составляет примерно 50 тысяч человек).

Последнее не противоречит ранее полученным данным о том, что в России насчитывается несколько десятков миллионов вкладчиков: многие из тех, кто в 1996 году относил себя к "обиженным вкладчикам", в настоящее время компенсировали свои потери с помощью других источников дохода (как правило, это сравнительно молодые люди, которые нашли свое место в современной российской действительности, - они уже не претендуют на компенсационные выплаты). "Обиженными вкладчиками" продолжают ощущать себя, в основном, люди старшего поколения, которые не смогли найти себе достойного применения в новой социально-экономической среде.

Ориентировочный расчет потребности в средствах для расширения компенсационных выплат на всех вкладчиков финансовых компаний дает следующие результаты.

В первую двадцатку общероссийских и межрегиональных финансовых компаний, нанесших ущерб своим вкладчикам (по количеству обманутых граждан), входят следующие компании:

№ п\п
Наименование финансовой компании
Количество вкладчиков
Размер претензий
Количество населенных пунктов, в которых осуществляли деятельность
1 АОЗТ "Русский дом селенга" 2400000 731000 146
2 АОЗТ ФК "Русская недвижимость" 1100000 890000 114
3 СТК "Хопер-Инвест" 850000 500000 111
4 АОЗТ "Гермес Финанс" 45000 29000 79
5 АОЗТ "Тандем" концерна "Тибет" 50000 39556 61
6 АОЗТ "1-я Финансово-строительная компания" 15000 12000 44
7 ИЧП Комарова "Роника" 12000 12000 43
8 ИЧП "Властилина" 23000 17000 28
9 Концерн "Светлана" 15000 14000 43
10 АОЗТ "Заря России" 15000 11000 35
11 СТК "Агропром-Инвест-Гео" 13600 12000 29
12 АОЗТ "Ростислав" 12000 10000 25
13 АОЗТ "Ростислав центр" 13000 11000 23
14 АОЗТ "НБЦ "Росич" 12500 10500 10
15 АОЗТ "Независимый нефтяной концерн" 5000 5000 10
16 АОЗТ "Российское мастерство" 26800 5951 6
17 АОЗТ "Айверт" 6000 2000 6
18 АООТ "Русское поле" 7000 3000 6
19 АОЗТ "ТФК "Блэк-Дизайн" 2000 500 2
20 Финансовая компания "Заря Поволжья" 5000 3000 8
Итого:
4627900 2315147  

В список Фонда, кроме вышеперечисленных, включены 350 региональных компаний, каждая из которых обманула примерно от 500 до 2000 человек, что (в масштабах всей России) дополнительно составит 175-700 тысяч человек.

По информации, поступающей от администраций субъектов Российской Федерации и имеющейся в базе данных Фонда, общее количество компаний, не включенных в список Фонда, за исключением негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и чековых инвестиционных фондов приватизации, составит не более 300. Количество вкладчиков каждой из этих компаний незначительно и колеблется в пределах от 100 до 1000 человек, что для всей России составит дополнительно от 30 до 300 тысяч человек. Учитывая вышеизложенное, в масштабах Российской Федерации количество обманутых вкладчиков финансовых компаний составит примерно 5 миллионов человек.

При этом следует учесть, что, по данным региональных организаций, производящих компенсационные выплаты, 15 % вкладчиков вложили деньги в две и более компании, около 20 % умерли, не дождавшись компенсации. Следовательно, количество вкладчиков, претендующих на компенсационные выплаты, уменьшится примерно до 3,25 миллиона человек.

К настоящему времени компенсацию со стороны Фонда получили 430 тысяч вкладчиков, следовательно, примерное количество вкладчиков, которые могут быть включены в списки на получение компенсационных выплат составит 2,82 миллиона человек.

Учитывая, что средний размер компенсации на одного вкладчика составляет 600 рублей, на компенсационные выплаты необходимо направить примерно 1,69 миллиарда рублей.

Фактически количество вкладчиков и размер компенсации будет значительно ниже, так как во многих регионах проводятся свои региональные программы по компенсации ущерба (Санкт-Петербург, Алтайский край, Волгоград, Саратовская область), часть вкладчиков является гражданами стран ближнего и дальнего зарубежья и не может претендовать на получение компенсации в Российской Федерации (решением Попечительского совета Фонда иностранцы исключены из числа получателей компенсационных выплат), часть вкладчиков получила свои вклады в финансовых компаниях и претендует только на получение процентов по вкладам - эти лица также не относятся к получателям выплат со стороны Фонда.

Серьезным аргументом за расширение компенсационных выплат на всех вкладчиков, независимо от наличия льгот, является ожидаемое разочарование вкладчиков работой ликвидационных комиссий крупнейших нелицензированных финансовых компаний. Процедуры ликвидации близятся к завершению. Однако сегодня ясно, что из ликвидационных комиссий вкладчики не получат почти ничего. Уже есть ряд фактов, подтверждающих это; последний из них: 20 августа 2002 г. завершено конкурсное производство АОЗТ "Тандем" концерна "Тибет", - в связи с отсутствием конкурсной массы расчеты с вкладчиками не производились. Очевидно, что вкладчики могут рассчитывать только на получение компенсации из Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.

2. В адрес Фонда поступают обращения общественных организаций и региональных фондов по защите прав вкладчиков и акционеров, администраций субъектов РФ, депутатов Государственной Думы, конкурсных управляющих компаний о включении в перечень компаний для производства компенсационных выплат страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и чековых инвестиционных фондов приватизации.

В настоящее время, в соответствии с п. 2.4 Положения о компенсационных выплатах, гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ, утвержденного Попечительским советом (протоколы № 17, 18, 19), Фонд производит компенсационные выплаты вкладчикам компаний, допускавшим нарушения на финансовом и фондовом рынках РФ и привлекавшим денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности. Между тем, во многих случаях способ "отъема" денег у населения лишь принимал форму пенсионного фонда или страховой компании, прикрывая мошенничество.

В своих обращениях представители общественности и органов власти ссылаются на ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, согласно которой "одним из важнейших направлений государственной политики на финансовом и фондовом рынках РФ является обеспечение прав граждан-вкладчиков кредитных организаций и коммерческих организаций, привлекавших денежные средства физических и юридических лиц, а также акционеров акционерных обществ, от противоправных действий и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности".

В ст. 2 Указа определены основные цели деятельности Фонда, основной из которых является "осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ". Ограничений, препятствующих осуществлению компенсационных выплат вкладчикам негосударственных пенсионных фондов и "страхователям", Указ не устанавливает.

По мнению обратившихся в Фонд общественных организаций и государственных органов, расширение категорий лиц, являющихся получателями компенсационных выплат, путем включения вкладчиков и акционеров (инвесторов) страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и чековых инвестиционных фондов приватизации прямо отвечает требованиям Указа Президента РФ от 18.11.95 г. № 1157.

Структуру "обманутых вкладчиков" (по отношению к различным финансовым институтам) можно оценить на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Там в 90-х годах проводилась регистрация всех вкладчиков. 1,5 миллиона граждан заявили, что они считают себя обманутыми вкладчиками. Анализ поданных заявлений показал, что вкладчиков, пострадавших от деятельности финансовых компаний - 175 тысяч, от деятельности коммерческих банков - 250 тысяч, от деятельности ЧИФов - 900 тысяч, от страховых компаний - 95 тысяч, от негосударственных пенсионных фондов - 80 тысяч.

Выплаты гражданам, пострадавшим от деятельности НПФ и страховых компаний, не окажут существенного влияния на финансовое состояние Фонда, так как большая часть номинальных потерь не превышает 300-500 рублей.

Компенсационные выплаты вкладчикам негосударственных пенсионных фондов и "обманутым страхователям" страховых компаний целесообразно проводить как самостоятельную программу, не связанную с компенсационными выплатами вкладчикам нелицензированных финансовых компаний. Это обусловлено тем, что негосударственные пенсионные фонды и страховые компании являются важнейшими институтами, призванными обеспечить экономическую стабильность и благосостояние населения. Между тем, в России доверие к ним (особенно к негосударственным пенсионным фондам) подорвано потерями 90-х годов и до настоящего времени не возвращено.

По данным Всероссийской ассоциации общественно-государственных фондов, полученной на основе анализа информации о деятельности 12 крупнейших негосударственных пенсионных фондов, прекративших свою деятельность, общее количество вкладчиков в масштабах России составит не более 275 тысяч человек. Средний пенсионный вклад составляет 264 рубля. Для выплаты компенсаций потребуется 72,6 миллиона рублей.

Количество страхователей, которым был причинен ущерб деятельностью недобросовестных страховых компаний, в среднем по регионам Российской Федерации составляет 2500 человек (например, в Чувашии - 510 человек, в Саратовской области - 9000). Средняя страховая сумма, которую внес каждый страхователь, составляет 492 рубля. Таким образом, для выплаты компенсации "обманутым страхователям" потребуется примерно 109,47 миллиона рублей.

Итого, для выплаты компенсации всем вкладчикам, в том числе не относящимся к льготным категориям, в размере до 1000 рублей, а также вкладчикам негосударственных пенсионных фондов и страхователям страховых компаний Фонду необходимо иметь 1,872 миллиарда рублей, что соответствует финансовым возможностям Фонда. С учетом того, что выплаты осуществляются не единовременно - постепенно (вследствие ограниченности технических возможностей региональных уполномоченных организаций и Фонда), а управляющие компании эффективно приращивают активы Фонда, последний имеет запас финансовой устойчивости. Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, в Фонд должны поступать 2 % доходов от приватизации федеральной собственности. Поступление этих средств еще более укрепит финансовую базу компенсационных выплат и позволит увеличить размер выплат на одного вкладчика.

Практика показывает, что в настоящее время, когда технологии компенсационных выплат отлажены, организации, уполномоченные на осуществление выплат, способны представлять в Фонд списки на 15-20 тысяч человек в месяц. Это соответствует техническим возможностям Фонда. Таким образом, в год могут проводиться выплаты примерно 240 тысячам человек на сумму 150-200 миллионов рублей.

Таким образом, скорейшее принятие решения о начале компенсационных выплат всем вкладчикам финансовых компаний, а также понесшим ущерб вкладчикам негосударственных пенсионных фондов и страхователям страховых компаний, соответствует не только уставным целям Фонда, определенным Указом Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, но и возможностям Фонда.

3. Вопрос об упрощении процедуры рассмотрения и утверждения перечня компаний, не выполнивших своих обязательств перед вкладчиками, для производства компенсационных выплат подробно рассмотрен в пояснительной записке к заседанию Попечительского совета 15 мая 2002 года.

Упрощения вышеупомянутой процедуры потребовал съезд ВАОО "Вкладчики России". По этому же вопросу в Фонд обращаются депутаты Государственной Думы, региональные администрации и граждане-вкладчики.

Обращения общественных организаций и региональных фондов, а также Всероссийской ассоциации общественно-государственных фондов защиты инвесторов, содержат предложение включать новые компании в список компаний, вкладчики которых имеют право на получение компенсационных выплат, на основании обращений региональных и местных органов власти.

Действующие нормы Фонда требуют формировать список региональных компаний внутренней комиссией Фонда на основании списков, представленных администрациями регионов, после анализа представленных документов при условии совпадения двух обстоятельств: нанесения ущерба и нарушения законодательных актов. При этом предполагать нанесение ущерба вкладчикам (акционерам) можно в следующих случаях: компания не выполняет своих обязательств перед вкладчиками, и этот факт подтверждается решениями судов; деятельность компании прекращена без реализации процедур банкротства и ликвидации, неизвестно местонахождение ее руководителей или против них возбуждено уголовное дело; в отношении компании реализуется процедура банкротства (ликвидации); действуют инициативные группы вкладчиков компании, образованные для защиты своих прав.

Критерии, позволяющие предполагать нарушение законодательства: осуществление организацией каких-либо операций без государственной регистрации в качестве юридического лица; отсутствие у компании лицензии на право осуществления деятельности в качестве инвестиционного института - при ведении операций на рынке ценных бумаг; отсутствие у компании лицензии на право осуществления деятельности в качестве кредитного учреждения - при привлечении средств граждан на условиях срочности, возвратности и платности (после выхода Указа Президента Российской Федерации от 11.06.94 г. "О защите прав инвесторов"); выпуск (эмиссия) незарегистрированных ценных бумаг; осуществление компанией операций по обращению (купле-продаже) незарегистрированных и/или аннулированных ценных бумаг. При этом под нарушением законодательства понимается нарушение, за которое предусмотрена уголовная ответственность, т.е. речь идет о совершении преступления.

Между тем, Указ Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, на основании которого создан Фонд, говоря о противоправных посягательствах, не указывает на то, что под ними понимаются именно преступления. Согласно общепринятым представлениям юридической науки, противоправное действие - это действие, противоречащее предписаниям закона, направленное против тех отношений, которые закон защищает и за которое предусматривается юридическая ответственность: уголовная, административная, имущественная. Признаком противоправности обладают все правонарушения - виновно совершенные общественно вредные деяния дееспособного лица, противоречащие требованиям правовых норм. В зависимости от характера и степени общественной вредности (опасности), правонарушения принято разделять на две основные группы - преступления и проступки. Таким образом, преступление - наиболее тяжкий вид правонарушений, отличающийся повышенной общественной опасностью, но не исчерпывающий перечень противоправных посягательств.

В Указе Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, кроме защиты от противоправных посягательств, предусматривается и защита от коммерческих рисков, несмотря на то, что коммерческий риск - это субъективный выбор, сделанный сознательно в пользу того или иного варианта действий, несмотря на связанную с ним возможность неудачи. Это обусловлено тем, что на начальном этапе формирования рыночной экономики в России экономическая неграмотность населения привела к неоправданно высоким коммерческим рискам, в результате которых значительная часть российских граждан потеряла свои накопления. Очевидно, что принятие решений о возможности выплат вкладчикам и акционерам, допустившим вложения в чрезмерно рискованные компании, чрезвычайно сложно без всестороннего анализа общей ситуации, сложившейся в период инвестирования, в том или ином регионе.

Все сказанное, а также приостановление или прекращение следственных действий из-за несовершенства законодательства приводят к тому, что в регионах существуют компании, по которым Фонд, руководствуясь принятыми критериями, не может осуществить компенсационные выплаты, несмотря на большое количество неисполненных гражданских исков. Создание же жесткой системы критериев, способной адекватно отразить все возможные ситуации, невозможно (Фонд неоднократно предпринимал попытки к этому, начиная с 1996 года).

Сказанное осложняется тем, что сбор и анализ необходимой информации не только трудоемки, но и длительны. Кроме того, не всегда имеется возможность получить все необходимые документы для принятия обоснованных решений. Поэтому вкладчики ряда компаний длительное время не могут получить компенсационные выплаты, несмотря на то, что, возможно, основания для получения ими компенсационных выплат есть. Такие случаи вызывают протест общественности.

В связи со всем вышеизложенным, а также учитывая большую осведомленность региональных и местных органов власти о деятельности региональных и местных финансовых компаний, предлагается осуществлять компенсационные выплаты по той или иной компании на основании соответствующих письменных обращений региональных или муниципальных органов власти на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157, содержащих информацию о регистрационных данных компании, а также указание на то, что средства вкладчиков привлекались компанией на основе срочности, платности и возвратности (в случае принятия решения о включении в перечень компаний для осуществления компенсационных выплат страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и чековых инвестиционных фондов приватизации - указание на принадлежность представляемой компании к страховым, НПФ или ЧИФ).

4. Фондом получен ряд обращений, требующих увеличения размера компенсационных выплат на одного вкладчика.

В настоящее время, на основании решения, принятого Попечительским советом в 1997 году и подтвержденного в 2000 году, размер выплат не может превышать 1000 рублей на одного вкладчика по всем его вкладам в финансовые компании (исключение составляет случай, когда вдова/вдовец получает компенсацию за себя и за своего супруга - в этом случае максимальный размер компенсации составляет 2000 рублей).

Вкладчики и общественные организации, обратившиеся в Фонд, предлагают увеличить максимальный размер компенсационных выплат на одного вкладчика до 2000-5000 рублей.

Представители общественности, прибывшие на заседание Попечительского совета 11 июня 2002 года, в целом одобрили представленный Фондом проект Положения о компенсационных выплатах, однако предложили внести в него:

  • изменения:

- п. 1.4 читать в следующей редакции: "В целях настоящего Положения вкладчиком считать гражданина Российской Федерации, вложившего денежные средства в финансовую компанию, негосударственный пенсионный фонд или страховую компанию";

- преамбулу п. 1.5 читать в следующей редакции: "К вкладчикам приравниваются:";

- п. 1.5.1 читать в следующей редакции: "Вдовы и вдовцы граждан-вкладчиков";

  • дополнения:

- п. 2.2 дополнить следующим абзацем: "Вдовы и вдовцы граждан-вкладчиков могут получить Выплаты как по своим вкладам, так и по вкладам умершего супруга";

- п. 2.3 дополнить следующим абзацем: "В связи с высокой социальной значимостью таких институтов, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, Выплаты по ним осуществляются независимо от Выплат по финансовым компаниям".

В связи с вышеизложенным, предлагается:

  • утвердить проект Положения о компенсационных выплатах гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными общественными объединениями;
  • компенсационные выплаты по негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям начать с 1 января 2003 года;
  • включение компаний в список компаний, по которым осуществляются компенсационные выплаты, осуществлять на основании представлений глав администраций субъектов Российской Федерации.
  •  

    Управляющий
    Е.Б. Ковров
    В начало

     

    III. Решение Попечительского совета

    Все предложения по расширению компенсационных выплат Попечительским советом отклонены.

    В начало

    IV. Письмо Фонда в адрес учредителей Фонда со стороны государства

    26 сентября 2002 года состоялось заседание Попечительского совета Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров с повесткой дня, посвященной расширению компенсационных выплат, которые наш фонд осуществляет на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров". Ни одно из предложений исполнительного органа Фонда по расширению компенсационных выплат на заседании принято не было.

    Причиной этого стала позиция представителя ФКЦБ России А.В. Шаронова, заявившего, что действующее Положение о компенсационных выплатах гражданам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, и предложенный проект новой редакции названного положения не обеспечивают подконтрольности и прозрачности выплат, создают большие возможности для произвола и несанкционированных выплат. Также г-н Шаронов выдвинул тезис о необходимости изменения действующей системы критериев для принятия решения о включении той или иной финансовой компании в список компаний, вкладчики которых имеют право на получение компенсационных выплат.

    Между тем, вопросы повестки дня заседания 26 сентября 2002 года, которым также руководил представитель ФКЦБ России А.В. Шаронов, выносились на обсуждение Попечительского совета Фонда 15 мая 2002 года, и тогда претензий к процедурам осуществления компенсационных выплат он не высказал. Замечаний или предложений по внесению изменений в положение о компенсационных выплатах за весь период деятельности Фонда до настоящего заседания (в том числе и после получения подготовленной Фондом пояснительной записки к повестке дня) от Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, как и от других государственных органов, не поступало.

    Более того, действующее Положение о компенсационных выплатах утверждено Попечительским советом Фонда единогласно на заседании, в котором приняли участие все члены Совета (представители от ФКЦБ России, Минимущества России, РФФИ и от 3-х общественных объединений), а руководил заседанием представитель ФКЦБ России!

    ФКЦБ России с момента создания Фонда имело (и имеет в настоящее время) полную информацию о его деятельности. Источниками информации являются не только заседания Собрания учредителей и Попечительского совета, но также отчеты Фонда, заключения аудиторов и результаты многочисленных проверок (акты всех проверок представлялись в ФКЦБ России). Анализ нормативных документов Фонда, регулирующих осуществление компенсационных выплат, проводился также комиссиями ФКЦБ России (в мае-июне 1999 года и в октябре-ноябре 2000 года, последняя - с участием Минимущества России и РФФИ ) - этот анализ представлен в актах проверки. По запросам в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг неоднократно направлялась дублирующая информация (в последний раз - письмом исх. № ЕК-3029 от 26.07.02 г.).

    О правилах осуществления компенсационных выплат и о практической работе Фонда хорошо осведомлена широкая общественность, которая непрерывно осуществляет свой контроль над выплатами: Фонд периодически получает информацию о нарушениях (реальных или мнимых) процедуры компенсационных выплат. Обо всех таких случаях Фонд информирует органы власти регионов, инициируя проверки поступивших сведений.

    Списки вкладчиков, имеющих право на компенсационные выплаты, утверждаются должностными лицами администраций регионов. Непосредственное осуществление компенсационных выплат осуществляют организации, уполномоченные на это региональными органами власти (часто выплаты проводят подразделения администраций регионов).

    Таким образом, не только надзорный орган Фонда с участием представителей государства - Попечительский совет, но также региональные органы власти и широкая общественность бескомпромиссно контролируют проведение компенсационных выплат.

    В целях выявления и предотвращения возможных злоупотреблений Фонд регулярно проводит выборочные проверки осуществления компенсационных выплат организациями, уполномоченными на эту деятельность региональными администрациями.

    Деятельность Фонда, отвечающая требованиям Положения о компенсационных выплатах, многократно одобрялась на заседаниях Попечительского совета и общественных форумах, в том числе - всероссийских. Это свидетельствует как о прозрачности деятельности Фонда, так и о соответствии ее установленным правилам. Более того, прозрачность финансовой отчетности Фонда была особо подчеркнута аудиторами при проведении ежегодной аудиторской проверки.

    Правомерность включения финансовых компаний на основе действующих критериев в список компаний, вкладчики которых имеют право на осуществление компенсационных выплат, никогда ранее не подвергалась сомнению ни многочисленными комиссиями, проверявшими деятельность Фонда (в том числе и вышеупомянутыми комиссиями ФКЦБ России), ни Попечительским советом, ни кем-либо из Учредителей; между тем, порядок принятия указанных решений изучался всеми комиссиями.

    Ни вышеупомянутых, ни других нарушений финансово-хозяйственной деятельности Фонда не было выявлено ни одной комиссией.

    Таким образом, возражения, на основании которых были отвергнуты предложения о расширении компенсационных выплат, несостоятельны.

    Тенденциозность в рассмотрении вопросов повестки дня подтверждается тем, что в ходе заседания председательствующий - представитель ФКЦБ России - нарушал требования п. 5.2 Положения о Попечительском совете Фонда, в соответствии с которым на голосование должны ставиться все поступившие в ходе заседания предложения. Все это отражено в особом мнении участвовавшего в заседании представителя Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России" И.А. Овериной (Приложение).

    Несогласованность позиций участников заседания не позволила принять решения, ожидаемые значительной частью населения России.

    Для выработки предложений по совершенствованию механизма компенсационных выплат и их расширению, Фонд создает рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон. Просим назначить представителя ФКЦБ России в состав вышеупомянутой рабочей группы.


    Приложение:

    Особое мнение заместителя председателя ВАОО "Вкладчики России" И.А. Овериной по вопросам повестки дня заседания Попечительского совета Фонда 26.09.02 г. - 2 л.


    Управляющий
    Е.Б. Ковров

     

    Приложение:

    Особое мнение
    члена Попечительского совета от ВАОО "Вкладчики России"


    1. По первому вопросу повестки дня

    Заявления членов Попечительского совета от ФКЦБ России и Минимущества России о несовершенстве технологии работы Фонда, об отсутствии прозрачности в деятельности Фонда и невозможности осуществления контроля за расходованием денежных средств на компенсационные выплаты, являются голословными, не подкрепленными фактами, а потому - несостоятельными.

    В частности, членами Попечительского совета от ФКЦБ России и Минимущества России отмечалась необходимость изъятия подлинных договоров, на основании которых фонд производит компенсационные выплаты. Между тем, ранее Попечительским советом было установлено, что подлинные документы должны оставаться у вкладчика. Изъятие подлинников лишает вкладчика права на судебную защиту, права на подачу претензий в рамках конкурсного производства, заявлений о признании гражданским истцом и потерпевшим в рамках уголовного дела, а также права на взыскание долга с третьих лиц в течение 10 лет после окончания процедуры банкротства должника (как это предусмотрено действующим законодательством).

    Технология работы Фонда определена решениями Попечительского совета и Положением о компенсационных выплатах, утвержденным Попечительским советом. Многократно деятельность фонда одобрялась на заседаниях Попечительского совета, и ни на одном заседании технология осуществления компенсационных выплат не ставилась под сомнение.

    Конкретных предложений по улучшению работы Фонда со стороны членов Попечительского совета, представляющих государственные органы, за весь период деятельности Фонда не поступало.

    Деятельность Федерального фонда была одобрена государственной комиссией по защите прав инвесторов под руководством Председателя Правительства Российской Федерации еще в августе 1997 года, когда работа Фонда только начиналась. Последующие многочисленные комиссии, которые проверяли деятельность Фонда (Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура, Министерство финансов, МВД России, налоговая инспекция и налоговая полиция, а также другие официальные инстанции, в том числе и совместная комиссия ФКЦБ России, Минимущества России и РФФИ), не нашли нарушений в финансово-хозяйственной деятельности Фонда. Прозрачность же деятельности была особо подчеркнута аудиторами.

    Проведение компенсационных выплат в регионах проходит не только под контролем администраций, но и под контролем инициативных групп и общественных организаций. Такой контроль является самым независимым. Систематическое одобрение деятельности Фонда общественными форумами (Всероссийской конференцией вкладчиков, съездом ВАОО "Вкладчики России" и другими) свидетельствует как об открытости, прозрачности, работы Фонда, так и об отсутствии с его стороны нарушений.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.95 г. № 1157, право на получение компенсации имеют все вкладчики и акционеры, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках России. Установление Попечительским советом Фонда льготных категорий являлось вынужденной временной мерой.

    В пояснительной записке к повестке дня заседания управляющим представлен расчет, учитывающий финансовые и технические возможности Фонда, который показывает, что в настоящее время предложение о начале компенсационных выплат всем вкладчикам финансовых компаний, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, независимо от установленных ранее категорий, является не только своевременным, но и обоснованным.

    2. По второму вопросу повестки дня

    Я, как представитель ВАОО "Вкладчики России" в Попечительском совете Фонда, была вынуждена воздержаться от голосования по второму вопросу повестки дня в связи с некорректностью формулировки, вынесенной на голосование председательствующим.

    Председательствующим на собрании представителем ФКЦБ России Шароновым А.В. было нарушено требование п. 5.2 Положения о Попечительском совете Федерального фонда, в соответствии с которым каждый член Попечительского совета и представители, участвующие в заседании, имеют право поставить вопрос о голосовании за предложенное ими решение по вопросу повестки дня.

    При рассмотрении второго вопроса повестки дня участниками заседания было высказано предложение начать выплаты пострадавшим вкладчикам негосударственных пенсионных фондов и страхователям страховых компаний, отложив для дальнейшего изучения вопрос о начале выплат инвесторам чековых инвестиционных фондов приватизации. Однако, несмотря на требование участников заседания, данное предложение не было поставлено председательствующим А.В. Шароновым на голосование, несмотря на то, что оно не выходит за рамки обсуждаемого вопроса повестки дня. Поэтому вопрос о начале выплат вкладчикам негосударственных пенсионных фондов и страхователям страховых компаний принят не был.

    Решение о распространении компенсационных выплат на вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страхователей страховых компаний, фактически, было заблокировано председательствующим на заседании представителем ФКЦБ России Шароновым посредством некорректного формулирования вопроса, вынесенного на голосование.

     

    Член Попечительского совета,
    Заместитель председателя
    ВАОО "Вкладчики России"
    И.А. Оверина
    В начало

     

    Rambler's Top100