УСТАВ

Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров


Утвержден
Советом Федерального общественно-государственного фонда
по защите прав вкладчиков и акционеров
Протокол № 23 от 22 мая 2015 г.

Зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации
15 июня 2010 года


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.    Общие положения
2.    Основные цели Фонда
3.    Предмет деятельности Фонда
4.    Правовое положение Фонда
5.    Учредители Фонда
6.    Порядок формирования и компетенция Совета Фонда
7.    Порядок проведения заседаний Совета Фонда
8.    Попечительский совет Фонда
9.    Управляющий Фонда
10.  Имущество Фонда
11.  Порядок инвестирования средств Фонда
12.  Порядок компенсационных выплат
13.  Порядок учета имущества Фонда
14.  Контроль финансовой и хозяйственной деятельности Фонда
15.  Порядок внесения изменений в Устав
16.  Реорганизация и ликвидация Фонда

1. Общие положения

1.1. Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее ? Фонд) создан на основании Указа Президента Российской Федерации № 1157 от 18.11.1995 г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» (далее – Указ) и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

1.2. Полное наименование Фонда: Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Полное наименование Фонда на английском языке: Federal Public-State Foundation for the Protection of Investors' and Shareholders' Rights. Сокращенное наименование: Федеральный Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Сокращенное наименование Фонда на английском языке: Federal Foundation for the Protection of Investors' and Shareholders' Rights.

1.3. Место нахождения Фонда: г. Москва.

2. Основные цели Фонда

2.1. Осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, за счет средств, направляемых в Фонд в соответствии с Указом, а также за счет приращенного имущества Фонда.

2.2. Формирование информационной базы данных и ведение реестра вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках.

2.3. Формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

2.4. Хранение, управление, участие в реализации имущества или обеспечение функций контроля за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации (далее – Имущество), а также обеспечение распределения в соответствии с целями Фонда средств, полученных от реализации Имущества, а также иного переданного Фонду в установленном порядке имущества.

3. Предмет деятельности Фонда

3.1. Организация и проведение работы по формированию информационной базы данных и ведению реестра вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

3.2. Организация и проведение работы по формированию информационной базы данных и ведению реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

3.3. Хранение Имущества.

3.4. Контроль за условиями соблюдением условий хранения и реализации Имущества.

3.5. Управление Имуществом.

3.6. Обеспечениераспределения в соответствии с целями Фонда средств, полученных от реализации Имущества, а также иного имущества, переданного Фонду в установленном порядке.

3.7. Осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

3.8. Опубликование в печатных изданиях, доступных для большинства граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, информации о порядке и сроках осуществления этих выплат.

3.9. Ежегодное опубликование отчета о деятельности Фонда и об использовании его имущества.

3.10. Представление интересов вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации в суде, арбитражном суде, органах законодательной и исполнительной власти.

3.11. Осуществление информационно-просветительской деятельности по повышению уровня финансовой грамотности и финансовой безопасности вкладчиков, акционеров и инвесторов при выборе ими способов сбережения и инвестирования денежных накоплений на финансовом рынке Российской Федерации.

3.12. Инвестирование средств Фонда в ценные бумаги и иные высоколиквидные активы с направлением полученных доходов на осуществление компенсационных выплат.

3.13. Фонд не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение дохода и не распределяет полученную прибыль между учредителями Фонда. Доход, полученный Фондом, направляется на деятельность по достижению целей, определенных настоящим уставом.

3.14. Ведение иной деятельности, не запрещенной законодательными актами Российской Федерации, необходимой для достижения целей, указанных в настоящем уставе.

4. Правовое положение Фонда

4.1. Фонд является некоммерческой организацией, учредителями которой выступают федеральные органы исполнительной власти совместно с общественными объединениями, созданными в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе с комитетами по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Учредителями Фонда могут выступать также общественные организации вкладчиков и акционеров, представляющие их интересы и зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации.

4.2. Фонд не имеет членства.

4.3. Фонд является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

4.4. Фонд отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Фонд не отвечает по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам Фонда. Фонд не несет ответственности по обязательствам своих учредителей, учредители не несут ответственности по обязательствам Фонда.

4.5. Фонд имеет самостоятельный баланс, печать с полным наименованием Фонда, штампы и бланки со своим наименованием, эмблему в установленном порядке. Фонд вправе открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за рубежом

4.6. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в них.

4.7. Фонд для выполнения возложенных на него задач вправе создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

4.8. Фонд обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в соответствии с законодательством Российской Федерации; хранит и использует в установленном порядке управленческие, финансово-хозяйственные документы, документы по личному составу и т.д.

5. Учредители Фонда

5.1. Учредителями Фонда выступили федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, поименованные в учредительном договоре о создании и деятельности Фонда.

6. Порядок формирования и компетенция Совета Фонда

6.1. Высшим органом управления Фонда является Совет Фонда. Совет Фонда формируется на 3 года в количестве 12 человек, в составе Председателя Совета Фонда, его заместителя и членов Совета.  

6.2. За два месяца до истечения срока полномочий членов Совета Фонда Председатель Совета Фонда инициирует процедуру формирования нового Совета Фонда.

6.3. В состав совета Фонда входят представители Центрального банка Российской Федерации, являющиеся служащими Центрального банка Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу, иных федеральных органов исполнительной власти, являющиеся федеральными государственными служащими, а также представители общественных объединений и организаций, выступающих учредителями Фонда.

6.4. Состав совета Фонда утверждается Центральным банком Российской Федерации по предложениям федеральных органов исполнительной власти, а также общественных объединений и организаций, выступающих учредителями Фонда.

6.5. Председатель совета Фонда и его заместитель назначаются Центральным банком Российской Федерации из числа своих служащих, входящих в состав совета Фонда. Председатель совета Фонда, его заместитель и члены совета Фонда осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

6.6. К исключительной компетенции Совета Фонда относятся следующие функции:

 

6.6.1. Утверждение Устава Фонда и внесение в него изменений.

6.6.2. Назначение на должность и освобождение от должности Управляющего Фондом.

6.6.3. Утверждение годового финансового плана Фонда и внесение в него изменений.

6.6.4. Утверждение годового отчета Фонда.

6.6.5. Определение порядка и сроков опубликования информации, предусмотренной пунктами 3.8-3.9 настоящего устава.

6.6.6. Определение на конкурсной основе аудитора Фонда и условий договора с ним.

6.6.7. Определение порядка формирования и ведения реестра лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат, а также определение даты, после которой не допускается включение в него новых лиц.

6.6.8. Определение порядка осуществления компенсационных выплат и сумм таких выплат.

6.6.9. Определение условий и порядка проведения конкурса на право заключения с Фондом договора доверительного управления и договора на оказание услуг специализированного депозитария.

6.6.10. Создание региональных отделений, открытие филиалов и представительств.

6.6.11. Участие Фонда в других организациях.

6.6.12. Утверждение условий договора доверительного управления имуществом Фонда, включая состав и структуру активов, в которые могут инвестироваться средства Фонда.

6.6.13. Утверждение условий договора Фонда со специализированным депозитарием.

6.7. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Совета Фонда, не могут быть переданы на решение единоличного исполнительного органа Фонда (далее – Управляющего Фондом) или Попечительского Совета Фонда.

Формирование позиции представителей государства в Совете Фонда по вопросам, предусмотренным пунктом 5 Указа, осуществляется с учетом предложений Центрального банка Российской Федерации.

6.8. Совет Фонда вправе требовать от Управляющего Фондом предоставления отчета по всем вопросам, отнесенным к компетенции Управляющего Фондом настоящим уставом.

7. Порядок проведения заседаний Совета Фонда

7.1. Заседания Совета Фонда проводятся не реже одного раза в полгода. Совет Фонда может быть созван по инициативе Председателя Совета Фонда, а также иных членов Совета Фонда, Попечительского Совета, Управляющего Фондом, аудитора Фонда.

7.2. Заседание Совета Фонда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Совета.

7.3. Решения Совета Фонда принимаются простым большинством голосов, а по вопросам, названным в пунктах 7.6.1.-7.6.7. настоящего устава, – квалифицированным большинством в три четверти голосов членов Совета Фонда, присутствующих на заседании.

7.4. При принятии решений Советом Фонда каждый член Совета имеет один голос.

7.5. Решения Совета Фонда принимаются простым большинством голосов членов Совета Фонда, присутствующих на заседании, по вопросам:

 

7.5.1. Утверждение Устава Фонда и внесение в него изменений.

7.5.2. Назначение на должность и освобождение от должности Управляющего Фондом.

7.5.3. Определение порядка и сроков опубликования информации, предусмотренной пунктами 3.8 -3.9 настоящего устава.

7.5.4. Определение на конкурсной основе аудитора Фонда и условий договора с ним.

7.5.5. Создание региональных отделений, открытие филиалов и представительств.

7.5.6. Участие Фонда в других организациях.

7.6. Решения Совета Фонда принимаются квалифицированным большинством в три четверти голосов членов Совета Фонда, присутствующих на заседании, по вопросам:

 

7.6.1. Утверждение годового финансового плана Фонда и внесение в него изменений.

7.6.2. Утверждение годового отчета Фонда.

7.6.3. Определение порядка формирования и ведения реестра лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат, а также определение даты, после которой не допускается включение в него новых лиц.

7.6.4. Определение порядка осуществления компенсационных выплат и сумм таких выплат.

7.6.5. Определение условий и порядка проведения конкурса на право заключения с Фондом договора доверительного управления и договора на оказание услуг специализированного депозитария.

7.6.6. Утверждение условий договора доверительного управления и условий договора со специализированным депозитарием.

7.7. Решения Совета Фонда являются обязательными для Управляющего Фондом.

7.8. Решения Совета Фонда могут быть приняты методом письменного опроса. В этом случае проект решения или вопросы для голосования рассылаются членам Совета Фонда, которые должны письменно сообщить по ним свое мнение. Решение методом опроса считается состоявшимся, если письменно проголосовали большинство (три четверти) членов Совета Фонда в срок, установленный в листе голосования. По истечении 10 (десяти) дней после указанной даты Управляющим Фондом составляется протокол по результатам письменного опроса, который подписывается Управляющим Фондом, и копия протокола направляется Председателю Совета Фонда.

7.9. Председатель Совета Фонда:

 

7.9.1. Организует работу Совета Фонда и председательствует на его заседаниях.

7.9.2. Подписывает договор с Управляющим Фондом.

7.9.3. Формирует при участии членов Совета Фонда и утверждает повестку заседания Совета Фонда.

7.9.4. Принимает решение, в случае необходимости, о проведении заочного заседания Совета Фонда, решения на котором принимаются путем письменного опроса его членов.

7.9.5. Подписывает протоколы заседаний и другие документы Совета Фонда.

7.10. Заместитель Председателя Совета Фонда по поручению Председателя Совета Фонда председательствует на заседаниях в его отсутствие.

7.11. Члены Совета Фонда вправе:

 

7.11.1. Вносить предложения по формированию повестки дня заседаний Совета Фонда.

7.11.2. Участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам.

7.11.3. Представлять свою позицию по результатам рассмотренных материалов при проведении заседания Совета Фонда путем письменногоопроса в срок, установленный в листе голосования.

7.12. Члены Совета Фонда обязаны лично участвовать в заседаниях Совета Фонда и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

7.13. Члены Совета Фонда обязаны письменно известить Фонд о своих почтовых адресах, номерах телефонов, факсов, адресов электронной почты, предназначенных для обмена информацией с Фондом. Об изменении указанных реквизитов члены Совета Фонда обязаны известить Фонд в течение двух рабочих дней с даты наступления таких изменений.

7.14. Члены Совета Фонда, не согласные с решением Совета Фонда, вправе изложить свое особое мнение, которое вносится в протокол заседания.

7.15. Ответственные за рассмотрение вопросов члены Совета Фонда предоставляют секретарю Совета Фонда информационные и иные материалы за 10 дней до начала заседания Совета Фонда. Секретарь Совета Фонда за 5 дней до начала заседания Совета Фонда направляет указанные материалы Председателю Совета Фонда и членам Совета Фонда.

 

7.15.1. Информация (замечания, предложения и др.) по вопросам повестки дня представляются в том же порядке.

7.15.2. Информация, указанная в п.п. 7.15, 7.15.1 может быть направлена по электронной почте.

7.16. Секретарем Совета Фонда является Управляющий Фондом.

Секретарь Совета Фонда:

 

7.16.1. Организует подготовку и проведение заседания Совета, письменно уведомляет членов Совета Фонда о дате, месте и повестке предстоящего заседания не позднее, чем за 20 дней до даты заседания.

7.16.2. Готовит и согласовывает с Председателем Совета Фонда проекты документов для обсуждения на заседаниях Совета Фонда.

7.16.3. Ведет, оформляет и рассылает членам Совета Фонда протоколы заседаний и иные документы и материалы.

7.16.4. Хранит документацию Совета Фонда и готовит в установленном порядке документы для архивного хранения и уничтожения.

7.16. 5. В случае проведения заседания Совета Фонда путем опроса его членов обеспечивает направление всем членам Совета Фонда необходимых материалов и сбор их мнений по результатам рассмотрения материалов.

7.17. Решения Совета Фонда отражаются в протоколах его заседаний, копии которых представляются секретарем Совета Фонда членам Совета Фонда. Протокол заседания Совета Фонда составляется секретарем Совета Фонда, подписывается Председателем Совета Фонда и секретарем Совета Фонда.

8. Попечительский совет Фонда

8.1. Для обеспечения надзора за деятельностью Фонда создается Попечительский совет Фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

8.2. К компетенции Попечительского совета Фонда относится:

  • осуществление надзора за деятельностью Фонда, обеспечение выполнения решений, принимаемых другими органами Фонда;
  • обеспечение контроля за соблюдением законодательства в деятельности Фонда;
  • обеспечение контроля за соблюдением Фондом прав граждан, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.

8.3. Попечительский совет Фонда формируется сроком на два года.

8.4. В состав Попечительского совета Фонда могут входить представители государства, представители саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов.

8.5. Состав Попечительского совета утверждается Советом Фонда.

8.6. Попечительский совет имеет право требовать от Управляющего Фондом предоставления отчета по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом.

8.7. Попечительский совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседания Попечительского совета проводятся по инициативе его членов, членов Совета Фонда, Управляющего Фондом или аудитора Фонда.

 

8.7.1. Для подготовки рекомендаций по отдельным наиболее сложным вопросам Попечительский совет может создавать рабочие группы. В состав рабочих групп могут входить члены Попечительского совета, представители общественности, эксперты, специалисты. Возглавляет рабочую группу руководитель, утверждаемый Попечительским советом.

8.8. Организует подготовку и проведение заседания Попечительского совета Управляющий Фондом.

8.9. Дата и место проведения заседания Попечительского совета, его повестка, сообщаются членам Попечительского совета путем письменного уведомления не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до даты заседания.

8.10. Заседания Попечительского совета правомочны, если на них присутствуют более половины членов Попечительского совета.

8.11. Решения Попечительского совета принимаются квалифицированным большинством в три четверти голосов его членов, присутствующих на заседании. Решения Попечительского совета являются обязательными для Управляющего Фондом.

8.12. Председатель Попечительского совета избирается на первом заседании Попечительского совета из числа его членов простым большинством голосов присутствующих членов Попечительского совета.

8.13. Секретарем заседания Попечительского совета является сотрудник Фонда, назначенный Управляющим.

8.14. Заседания Попечительского совета ведет Председатель, а в его отсутствие – член Попечительского совета, которому решением Попечительского совета поручается ведение заседания.

8.15. Протокол заседания Попечительского совета составляется секретарем заседания Попечительского совета, подписывается лицом, председательствующим на заседании Попечительского совета, и секретарем заседания Попечительского совета.

9. Управляющий Фондом

9.1. Управляющий Фондом назначается на должность и освобождается от должности по решению Совета Фонда.

9.2. Компетенция и порядок деятельности Управляющего Фондом определяются Уставом Фонда.

9.3. Срок полномочий Управляющего Фондом определяется Советом Фонда. Договор с Управляющим Фонда подписывает Председатель Совета Фонда.

9.4. Управляющий Фондом:

 

9.4.1. Руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за достижение основных целей Фонда, выполнение решений Совета Фонда и Попечительского совета.

9.4.2. Без доверенности осуществляет действия от имени Фонда, представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями по вопросам, связанным с деятельностью Фонда в Российской Федерации и за границей, заключает сделки.

9.4.3. Распоряжается денежными средствами и иным имуществом Фонда в соответствии с утвержденным годовым финансовым планом.

9.4.4. Организует подготовку и проведение заседания Совета Фонда и Попечительского совета.

9.4.5. Осуществляет прием и увольнение работников Фонда.

9.4.6. Утверждает Положения о филиале и представительстве.

9.4.7. Назначает директоров филиалов и представительств.

9.4.8. Представляет по требованию членов Совета Фонда информацию по вопросам, связанным с деятельностью Фонда, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего требования.

9.4.9. В рамках своей компетенции решает иные вопросы, связанные с деятельностью и обеспечением деятельности Фонда.

10. Имущество Фонда

10.1. Фонд может иметь в собственности: земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

10.2. Средства Фонда формируются за счет:

 

10.2.1. Взносов учредителей.

10.2.2. Добровольных взносов и отчислений.

10.2.3. Доходов, полученных Фондом от использования средств Фонда, осуществления предпринимательской и иной деятельности.

10.2.4. Иных доходов и поступлений в соответствии с Указом и учредительными документами Фонда.

10.3. Средства Фонда расходуются в соответствии с финансовым планом Фонда, ежегодно утверждаемым Советом Фонда.

10.4. Средства Фонда используются для осуществления компенсационных выплат вкладчикам и акционерам, а также на инвестирование в ценные бумаги и иные высоколиквидные активы с направлением полученных доходов на осуществление компенсационных выплат.

11. Порядок инвестирования средств Фонда

11.1. Инвестирование средств Фонда осуществляется управляющей компанией (управляющими компаниями) Фонда в соответствии с договорами доверительного управления и исключительно в целях, предусмотренных Указом.

11.2. Управляющими компаниями Фонда могут являться только юридические лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и отобранные по конкурсу в соответствии с условиями, утверждаемыми Советом Фонда.

11.3. Требования к деятельности управляющих компаний Фонда устанавливаются Федеральной службой по финансовым рынкам.

 12. Порядок компенсационных выплат

12.1. Порядок и сроки осуществления компенсационных выплат, а также суммы таких выплат определяются Советом Фонда с учетом следующих положений:

 

12.1.1. Компенсационные выплаты получают граждане, которым организациями или физическими лицами, включенными в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, причинен ущерб в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, при условии представления этими гражданами в Фонд заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих факт причинения такого ущерба.

12.1.2. Компенсационные выплаты осуществляются в российских рублях в безналичной форме.

13. Порядок учета имущества Фонда

13.1. Имущество Фонда должно учитываться специализированным депозитарием - юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, и отобранным по конкурсу в соответствии с условиями, утверждаемыми Советом Фонда.

13.2. Учет и хранение имущества, принадлежащего Фонду, учет прав на ценные бумаги, принадлежащие Фонду, а также контроль за деятельностью управляющей компании Фонда могут осуществляться только одним специализированным депозитарием на условиях, утверждаемых Советом Фонда в соответствии с Указом.

14. Контроль финансовой и хозяйственной деятельности Фонда

14.1. Проверку финансовой и хозяйственной деятельности Фонда проводит аудитор Фонда один раз в год, по итогам финансового года.

14.2. Аудитор Фонда готовит заключение к годовому отчету и балансу, которое представляется Совету Фонда.

14.3. Все должностные лица Фонда обязаны по запросу аудитора Фонда представлять документы, необходимую информацию и давать письменные объяснения.

15. Порядок внесения изменений в Устав

15.1. Изменения в Устав вносятся по решению Совета Фонда.

5.2. Изменения, вносимые в Устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и приобретают юридическую силу с момента регистрации.

16. Реорганизация и ликвидация Фонда

16.1. Ликвидация и реорганизация Фонда осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.