Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России создана 3 марта 2014 г. в соответствии с Решением Совета директоров Банка России от 29 ноября 2013 г.

Основными функциями Службы являются:

При работе с обращениями (жалобами) потребителей финансовых услуг и инвесторов Служба рассматривает обращения (жалобы) потребителей финансовых услуг и инвесторов, осуществляет подготовку ответов на них в установленном законодательством Российской Федерации порядке, взаимодействует с организациями, оказывающими финансовые услуги, кредитными организациями, их ассоциациями, союзами и их саморегулируемыми организациями в части защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов по вопросам, относящимся к компетенции Службы.
Служба принимает участие в реализации мероприятий Банка России по повышению финансовой грамотности населения в сфере деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги, организует работу по подготовке программ финансовой грамотности и информированности населения об институтах и инструментах финансового рынка Российской Федерации, также рассматривает вопросы повышения финансовой доступности.