Новости

10.02.2017

Интервью с Председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной

Эльвира Набиуллина: «Лучше быть готовыми к пессимистическому развитию событий»

9 февраля информационное агентство ТАСС опубликовало большое интервью с Председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной, которое вполне может претендовать на роль программного 2017 году. Полностью интервью можно прочитать на сайте агентства (http://tass.ru/opinions/interviews/4007726, мы же обозначим основные тезисы, обозначенные руководителем мегарегулятора.

 
  1. Определяя свою политику, Банк России, будет в первую очередь, учитывать пессимистические сценарии. Несмотря на позитивные тенденции последних лет, в мировой экономике сохраняется высокая неопределенность, и нельзя забывать о рисках неожиданных событий. Планирование по пессимистическому сценарию позволит финансовой системе страны быть готовой к «черным лебедям». В случае позитивного развития мировой и российской экономики у Банка России всегда есть возможность «скорректировать свою политику».
  2. Уровень зависимости российской экономики и финансовой системы от ситуации на глобальных рынков остается высоким, поэтому следует особенно внимательно следить за тем, что происходит за пределами РФ. Одним из факторов неопределенности является влияние на рынки политики новой американской администрации. Есть риски, что меры по стимулированию экономики США приведут к росту инфляции, что заставит ФРС быстрее, чем планировалось, повышать ставку. Это в сочетании с заявленными Дональдом Трампом мерами по защите внутреннего рынка может привести к серьезному укреплению доллара, что негативно скажется на нефтяных котировках. К тому же следует учитывать, что сегодняшние котировки стимулируют дальнейшее развитие сланцевой нефтедобычи. Серьезное  влияние на нефтяные цены будет оказывать спрос в Китае, а также политика ОПЕК. Особых оснований для долгосрочного оптимизма пока нет, поэтому на ближайшие годы регулятор исходит из средних цен в диапазоне  40-55 долларов за баррель.
  3. Внутренние риски в основном связаны со скоростью внутренних структурных изменений в экономике. Сегодня, преимущественно, растут те сектора экономики, которые выиграли от ослабления рубля. Развивается экспорт и импортозамещение, однако перспективы дальнейшего роста наталкиваются с необходимостью модернизации, технологического перевооружения экономики (для чего желателен уже крепкий рубль). Есть проблема ограниченности трудовых ресурсов. Безработица в целом по стране невысокая, переселения же людей из депрессивных регионов в интенсивно развивающиеся связано с высокими затратами.
  4. Темпы структурных изменений в экономике во многом зависят от возможности улучшения инвестиционного климата. Кроме того, государству целесообразно проводить политику стимулирования отдельных отраслей, в частности, ипотечного кредитования и сельского хозяйства.  В целом экономическая политика должна быть направлена на диверсификацию национального хозяйства.
  5. В последнее время удалось установить контроль над инфляцией, которая в этом году ожидается на уровне 4%. Сегодня  серьезным фактором, стимулирующим рост цен, остаются завышенные инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.
  6. Для нормального развития экономики необходимо продолжать политику плавающего курса рубля, которая позволяет смягчать внешние шоки. Курс должен быть сбалансированным и учитывать интересы всех субъектов. При этом одним из таких субъектов является государственный бюджет.
  7. В ближайшие два года предполагается переход на трехуровневую банковскую систему. Самые крупные системно-значимые банки будут обладать максимальными функциональными возможностями. Сответственно, они должны быть максимально устойчивыми. К ним будет предъявляться повышенные нормативные требования, а за их деятельностью установлен усиленный надзор. Второй уровень - универсальные банки, с капиталом не менее 1 млрд рублей. Банки с базовой лицензией (капитал от трехсот миллионов рублей) будут иметь ограничения по некоторым операциям, при этом у них будет ниже регуляторная нагрузка. Эти банки будут в основном заниматься обслуживанием малого бизнеса, населения. Предполагается, что они займут нишу региональных финансовых институтов.
  8. Серьезной проблемой для развития кредитования малого бизнеса остается его недостаточная прозрачность. Банк России продолжит борьбу с подозрительными финансовыми операциями, поэтому если предприниматель заинтересован в получении банковского финансирования, он должен переводить свою деятельность в сферу легальных, «прозрачных» отношений.
  9. До середины 2016 года в банковской системе росли плохие активы, что было ожидаемым, поскольку, в первую очередь, являлось следствием рецессии. Под эти плохие активы в системе были сформированы достаточные резервы, что дает возможность для наращивания кредитования. Сегодня наблюдается две позитивные тенденции, которые в перспективе могут улучшить качество кредитного портфеля: во-первых, более внимательный анализ заемщиков, и во-вторых, смягчение «денежно-кредитных условий».
  10. На рынке потребительского кредитования удалось охладить сформировавшийся «пузырь». В 2016 году этот сектор перешел к росту. Одним из важных механизмов, который позволит в будущем избежать перегрева будет применение при кредитовании граждан показателя соотношение общего долга к общим доходам (DTI - debt-to-income).
  11. Политика «расчистки» банковского сектора продолжится. Изначально планировалось, что проблему удастся решить за 3 года. Однако экономический спад существенно осложнил ситуацию. Банк России стремится к такому уровню прозрачности системы, когда число отозванных лицензий за год будет измеряться единицами. Но достичь этой цели удастся через «несколько лет».
  12. Серьезной остается проблема мошенничества, в первую очередь, вывод собственниками и топ-менеджерами денег из банков. Решить эту проблему только надзорными мерами невозможно. В последнее время значительно возросло количество уголовных дел по заявлениям ЦБ РФ. Важно обеспечить неотвратимость наказания за банковские преступления. Регулятор часто видит признаки преступлений. Однако сегодня для того, чтобы их пресечь необходимо в суде предъявить формальную доказательную базу, которую собрать на ранних этапах очень сложно. Предлагается ввести в правую систему  новый инструмент - «профессиональное суждение». Это позволит предъявлять банкам претензии на этапе возникновения признаков нарушения, а не тогда, когда будет собрана вся доказательная база. Кроме того, целесообразно ужесточить нормы об уголовной ответственности за предоставление фальсифицированной отчетности. Сегодня норма о привлечении руководителей банков к уголовной ответственности за это опасное преступление практически не работает. Необходимо упростить возможности привлечения руководителей банков за фальсификацию.

Возврат к списку