Новости

14.03.2017

Роспотребнадзор собрал представителей потребительских Союзов

14 марта 2017 года в Роспотребнадзоре прошла конференция «Проблемы защиты прав потребителей и развития потребительского рынка в регионах России»

14 марта 2017 года в Роспотребнадзоре прошла конференция «Проблемы защиты прав потребителей и развития потребительского рынка в регионах России», организованная Федеральной службой совместно с Союзом потребителей Российской Федерации (СПРФ). В конференции приняли участие представители общественных объединений потребителей, в том числе региональных, государственных институтов, Государственной Думы ФС РФ, Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Вела конференцию заместитель руководителя Роспотребнадзора Ирина Брагина.

В своем выступлении Председатель СПРФ Петр Шелищ отметил, что за 25 лет действия закона «О защите прав потребителей» произошли значительные изменения на потребительском рынке. Если в начале 90-х годов потребление в основном касалось приобретения товаров, то в последующее время интенсивно росла доля сектора услуг. Соответственно, закон, ориентированный на потребление товаров оказался недостаточно эффективным для пресечения нарушений на рынке услуг. В этих условиях, по мнению Петра Борисовича, целесообразно развивать нормативную базу, переходя от закона к созданию более проработанного и конкретного Потребительского кодекса.

Кроме того, важно на уровне нормативных актов жестко регламентировать формы стандартных договоров по основным потребительским услугам. Сегодня излишняя свобода договора стала одним из механизмов наступления продавцов услуг на права потребителей. Сложные многостраничные документы позволяют компаниям снижать собственную ответственность за предоставляемую услугу.

В последние годы в стране стал складываться дисбаланс в законодательной деятельности и в системах управления в пользу предпринимателей. Применяемая при разработке нормативных актов процедура ОРВ (оценка регулирующего воздействия) ориентирована, в первую очередь, на учет возможного влияния нововведений на бизнес- структуры. Уже несколько лет как в стране действует служба бизнес омбудсмена, причем не только на федеральном, но и на региональном уровнях. В сфере финансовых отношений предполагается создать службу финансового уполномоченного, но пока она существует только на уровне законопроекта.

Руководитель СПРФ отметил, что система защиты прав потребителей совершенно необязательно должна развиваться сверху вниз. В стране есть удачный пример создания эффективно действующей структуры «снизу» - службы финансового омбудсмена при Ассоциации Российских Банков (АРБ).

В 90-годы почти 95% россиян говорили, что их права как потребителей нарушались, сегодня этот показатель снизился до 76%. С 50 до 80% увеличилась доля граждан, которые заявляют, что знают о своих потребительских правах. В то же время за последние два года отмечено сокращение доли людей, готовых защищать свои права (с 66 до 60%).

Несмотря на это, число потребительских исков в судах за последние 5 лет удвоилось, и сегодня оно составляет около полумиллиона в год. 6 исков из 7 потребители выигрывают в судах, однако значительная часть принятых судебных решений не исполняется.

Петр Шелищ отметил, что в последние годы в 2 раза сократилось число обращений граждан за помощью в союзы потребителей. Правда, во многом сокращение спроса было результатом сокращения числа самих потребительских организаций.

Если число обращений в общественные организации снизилось, то в подразделения Роспотребнадзора поток жалоб на производителей и продавцов товаров и услуг не сокращается, сообщил заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский. При этом за последние годы зафиксирован рост обращений по поводу медицинских услуг в 3 раза, жилищно-коммунальных, образовательных и связи – в два раза.

Сопредседатель СПРФ по правовой работе Антон Недзвецкий акцентировал внимание участников конференции на основных правовых проблемах в сфере защиты прав потребителей и возможностях их решения. С каждым годом усугубляется проблема перегруженности судов потребительскими исками, что значительно увеличивает сроки восстановления справедливости. Одним из эффективных путей решения этой проблемы может стать увеличение максимального порога рассмотрения исков мировыми судьями с 50 до 150 тысяч рублей.

Вторая проблема – нехватка независимых экспертов. Значительное число экспертов, особенно в регионах оказываются не слишком независимыми, поскольку они материально заинтересованы в сотрудничестве с крупными корпоративными заказчиками. Если в крупных городах еще можно надеяться на конкуренцию между экспертами, на возможность выбора, то в большинстве средних и мелких населенных пунктов найти неангажированного эксперта непросто. Решением этой проблемы может быть восстановление института государственной экспертизы.

Острая проблема неисполнения судебных решений может быть смягчена, по мнению Антона Недзвецкого, ужесточением ответственности нарушителей. В отношении предпринимателей, не исполняющих судебные решения, должна «прогрессивно» увеличиваться общая сумма задолженности (в зависимости от просрочки). Кроме того, в отношении «неисполняющих» судебные решения следует применять ограничения на выезд заграницу, а также бизнес-дисквалификацию.

На конференции выступили также Сопредседатели СПРФ ряда регионов, кроме того состоялось обсуждение проблемы защиты прав потребителей в сфере электронной торговли.


Возврат к списку