Новости

30.03.2017

ОСАГО «без денег» начнется с мая

Журнал «Новый компаньон» разбирается в плюсах нового порядка возмещения по ОСАГО с помощью руководителя Федерального Фонда

28 марта Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые предполагают в большинстве случаев замену финансовых компенсаций возмещением в форме ремонта. Новый порядок будет действовать в отношении договоров, заключенных, начиная с мая с.г.

Пермский деловой еженедельник «Новый компаньон» опубликовал материал обозревателя Полины Путяковой, в котором рассматривается, кому выгодна новая схема страхового возмещения, как она скажется на автолюбителях, что делать гражданам в случае возникновения разногласий по поводу восстановительного ремонта и ряд других актуальных вопросов.

Свое видение изданию представил Управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин. 

Частично его позиция приведена в статье. Несколько его тезисов относительно новой схемы страхового возмещения, которые не вошли в публикацию мы воспроизводим в этом материале.

  • Новый порядок возмещения, отнюдь, не гарантирует исполнение страховой компанией своих обязательств перед пострадавшими. У страховщика остаются практически те же возможности «не доплачивать», что и раньше, но теперь в «натуральной форме». В ходе осмотра транспортного средства в страховой компании эксперт будет определять ущерб «по минимуму». Станция технического обслуживания точно выполнит указания страховой компании, поскольку деньги ей платит именно она.
  • Остается риск установки старых деталей вместо новых, но полагаю, это явление не будет слишком распространенным. В большинстве случаев установить факт подмены сможет любой независимый эксперт, а два зафиксированных нарушения могут повлечь слишком серьезные санкции для страховой компании. В то же время исключать «самодеятельность» мастеров не стоит, поэтому желательно по возможности проверять новизну установленных деталей.
  • Сегодня многие пострадавшие, получив страховую выплату в денежной форме, продолжают ездить на битой машине или довольствуются косметическим ремонтом. Если новая система ОСАГО заработает, то она станет фактором, способствующим поддержанию минимально необходимого технического уровня отечественного автопарка.
  • Натуральное возмещение позволит в определенной мере повысить финансовую эффективность системы страхования гражданской ответственности автовладельцев, в первую очередь, за счет экономии на «услугах» автоюристов и за счет невозможности экономии на ремонте самими пострадавшими. Однако, оно не способно само по себе решить базовые проблемы, которые сегодня заводят ОСАГО в тупик, например, проблему региональных диспропорций. В Москве, Санкт-Петербурге, некоторых других регионах, ОСАГО было и остается рентабельным видом страхования. Однако во многих республиках и областях страховые выплаты уже достаточно давно превышают объем собранных премий, что определяется комплексом причин, среди которых, плохое состояние дорог, повышенная аварийность, относительно высокие затраты на восстановительный ремонт в связи с неразвитостью системы и т.п. Новые правила возмещения ущерба не решат эти проблемы. А значит, во многих регионах останутся проблемы с оформлением полисов ОСАГО.
  • «Натуральное возмещение» не изменит общий принцип российского страхового бизнеса – собирать больше, выплачивать меньше. Практика занижения страховщиками размера ущерба останется такой же массовой, как и при денежной выплате. Это автомобилистам следует учитывать и быть готовыми к отстаиванию своих прав.
  • Есть серьезные опасения в том, что во многих регионах натуральное возмещение не сможет быть реализовано из-за слабости инфраструктуры технического обслуживания автомобилей. Не хватает станций обслуживания, квалифицированного персонала, нет системы логистики новых запчастей. Все это может вызывать задержки в исполнении работ, низкое качество ремонта, а также иногда использование неновых или некачественных деталей, что, в конечном счете, может привести к штрафным санкциям в отношении страховых компаний и к судебным искам. Наладить авторемонтный бизнес в небогатых, депрессивных и географически отдаленных регионах будет непросто, если он будет базироваться только на ремонте автомобилей по ОСАГО.
  • В новых условиях возрастет значение оценочных компаний, у которых штате есть входящие в государственный реестр эксперты-техники. Они должны проводить независимую автотехническую экспертизу. Однако быть совершенно независимыми им и сегодня непросто. Если гражданина они в качестве заказчика экспертизы видят один раз, то страховая компания обращается к ним чуть ли ни ежедневно.
  • Существует Единая методики оценки ущерба, однако практика свидетельствует, что в соответствии с этой методикой эксперты-техники продолжают выносить различные заключения. Можно ожидать, что при переходе к «натуральному возмещению», страховые компании постараются наладить еще более тесные отношения с экспертами-техниками, что в результате может осложнить пострадавшим возможности защиты своих прав в спорах со страховщиками.
  • Реализация позитивного сценария нынешней реформы потребует от Банка России усиления контроля за развитием ОСАГО в стране в целом и в отдельных регионах, в первую очередь, в плане соблюдения прав и законных интересов страхователей и потерпевших. Кроме того, не стоит ожидать положительной динамики в случае углубления экономического кризиса и дальнейшего снижения доходов граждан. В этом случае повсеместно создать полноценную инфраструктуру восстановительного ремонта не удастся.



Возврат к списку