Новости

19.05.2017

Учить взрослых по серьезному!

18 мая 2017 года на 3-м конгрессе волонтеров состоялся круглый стол на тему «Финансовое просвещение или как учить взрослых?».

Круглый стол на 3-ем конгрессе волонтеров

18 мая 2017 года на 3-м конгрессе волонтеров состоялся круглый стол на тему «Финансовое просвещение или как учить взрослых?». В качестве организаторов и модераторов круглого стола выступили заведующая сектором научных разработок Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов Наталия Калинина и начальник отдела Управления финансовой грамотности Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Вячеслав Крылов.

В центре внимания участников круглого стола были практические проблемы, возникающие в ходе работы по повышению уровня финансовых знаний взрослой (работающей аудитории). Серьезная проблема – незаинтересованность руководства большинства предприятий в проведении лекций, семинаров, встреч по финансовой грамотности с их сотрудниками. Одним из возможных способов решения – организация учебных и консультационных мероприятий через профсоюзные организации.  

Председатель МГО профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Марина Иванова отметила, что сегодня профсоюзные организации часто заинтересованы в расширении своей сферы деятельности. Формирование навыков грамотного потребления, защиты потребительских прав – органично дополняет основные функции профсоюзов, как защитника интересов наемных работников. Поэтому Московская городская организация профсоюзов работников народного образования уже в течение нескольких лет реализует программу по повышению уровня финансовой компетентности членов трудовых коллективов. Централизованная структура профсоюзной организации, позволяет максимально эффективно тиражировать учебные технологии, а также учитывать социально-демографические характеристики и особенности проблемных ситуаций в различных трудовых коллективах. 

Отдельно было отмечено, что взаимодействие с профсоюзными организациями может идти в формате социального партнерства. 

Директор корпоративного университета СК «Ренессанс Жизнь» Ромуальд Мирумян рассказал о собственной практике финансового просвещения граждан. Он подчеркнул, что финансовое просвещения в рамках деятельности коммерческой организации должно быть очень четко разведено с рекламной деятельностью, иначе у слушателя не возникнет доверия к источнику информации. При этом сами предприниматели не могут вкладывать средства в работу, которая не дает роста продаж. Соответственно, деятельность по финансовому просвещению коммерческой организации может осуществляться в следующих целях:

  • «взрыхления почвы». То есть, можно подготовить грамотного потребителя, который потом сам начнет выбирать финансовые продукты и услуги высокого уровня
  • продажи сопутствующих услуг
  • повышения авторитета финансовой организации и ее отдельных представителей (корпоративный и персональный PR). 

Как правило, на образовательные мероприятия в финансовые организации приходят люди, которые ранее контактировали с ее менеджерами. При этом СК «Ренессанс Страхование жизни» практически не проводит мероприятий по темам страхования жизни. В данном случае определяющим становится интерес потребителя к той или иной теме. Чаще всего проводятся занятия относительно мошенничества на финансовом рынке, а также по вопросам, связанным с инфляцией и индивидуальными инвестициями. 

Управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин рассказал о задачах и деятельности Фонда по организации помощи пострадавшим на финансовом рынке гражданам. Он акцентировал внимание на практике работы организации по предупреждению граждан об опасности финансовых пирамид. Фонд усиливает работу по освоению россиянами знаний и навыков в целях формирования у них полноценного иммунитета к мошенническим схемам на финансовом рынке. Фонд создал специальный сайт СтопПирамида.рф, продолжается выпуск полиграфической продукции, ведется активная работа в СМИ по предупреждению рискованных инвестиционных решений. 

Руководитель фонда отметил, что сегодня каждые два дня в РФ обнаруживается по одной новой финансовой пирамиде, причем с каждым годом растет разнообразие «инвестиционных предложений», которые используют мошенники. Попытки заработать на первых уровнях пирамиды сегодня не проходят, поскольку мошенникам проще забрать деньги, привлеченные на первом уровне, и открыть «новый перспективный» проект, чем организовывать выплаты «первым». 

Марат Сафиулин подчеркнул, что тема противодействия мошенничества, действительно, является одной из наиболее востребованных взрослой аудиторией, в отношении этой темы особых мотивирующих мероприятий делать не приходится. Во многом интерес к мошенничеству подогревается СМИ, и это действительно облегчает проведение акций, направленных на предупреждение деятельности финансовых пирамид. Главное – сформировать у гражданина навыки самостоятельной оценки уровня риска на финансовом рынке. 

В то же время сильнейшим мотивирующим фактором правильного поведения является законодательство. В этом отношении важно принятие норм, определяющих уголовную и административную ответственность людей за организацию и пропаганду финансовых пирамид. 

Директор по развитию образовательных технологий Корпоративный университет Сбербанка России Дмитрий Волков рассказал о системе организации подготовки большого числа взрослых в системе Сбербанка России. Он подчеркнул, что значительная часть работников банка непосредственно не связана с оказанием финансовых услуг, между тем минимальный уровень финансовой грамотности необходим практически любому. Каждый сотрудник банка (примерно 400 тысяч человек) может получить запрос на консультацию со стороны знакомых или незнакомых людей и важно, чтобы его уровень знаний позволял помочь обратившемуся. 

Дмитрий Волков обратил внимание участников на систему построения учебных курсов в Сбербанке России. Слушателям предлагаются не только целостные курсы, но и более дробные учебные единицы, которые могут состоять из отдельных лекций или тематических минисюжетов хронометражем в несколько минут. Каждый сотрудник банка исходя из своих задач, имеющегося уровня подготовки имеет возможность подбирать необходимую учебную конфигурацию. 

В качестве мотивирующего фактора для обучения используется лабилизация, когда на первом занятии моделируется ситуация, в которой слушатель совершает очевидные ошибки, которые связаны с низким уровнем его персональной компетентности. 

Вячеслав Крылов, в свою очередь, отметил, что возможно использование при работе с учащимися, слушателями позитивной мотивации. В частности, достаточно эффективно работает лозунг «Каждый день по новому навыку или компетенции!»


Возврат к списку