Новости

04.07.2017

Виртуальный полис ОСАГО

Привлекателен, но не прост.

Электронное ОСАГО

В течение многих лет самой проблемной зоной российского страхового рынка было обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев – проще говоря, ОСАГО.

Система ОСАГО, безусловно, оказала в целом позитивное влияние на ситуацию на российских дорогах. За последние 15 лет они стали более предсказуемыми и безопасными, чем до ОСАГО. В большинстве случаев пострадавшие в ДТП получают страховые выплаты, хотя их размер далеко не всегда соответствует ущербу.

Однако, с другой стороны, общая ситуация в сфере ОСАГО в последние годы ухудшалась. Несмотря на выросшие в два раза тарифы, значительная часть региональных представительств страховых компаний так и не смогла выйти в плюс в своем бизнесе. Во многих регионах страховщики массово практиковали навязывание добровольных страховок к ОСАГО или под разными предлогами отказывали автолюбителям в законном праве на оформление полисов. На запредельно высоком уровне сохранилось количество судебных разбирательств по страховым случаям ОСАГО (порядка полумиллиона в 2016 году).

Одним из важнейших нововведений, которое должно было оздоровить ситуацию стало вступившее с 1 января 2017 года требование к страховщикам – обеспечить возможность заключения электронных договоров по ОСАГО. Теперь любой россиянин может без визита в офис страховщика заключить договор. Оформление заявления на ОСАГО требует много времени и высокой концентрации внимания, но этой процедурой уже пользуется примерно 10% автовладельцев, в первую очередь в «сложных» регионах.

Как проходит диджитализация ОСАГО? Кто от нее выиграл? С какими проблемами могут столкнуться автолюбители, которые хотят получить электронный полис? Что нас ждет в перспективе? На эти и другие вопросы постаралась ответить обозреватель пермского делового журнала «Новый компаньон». Материал опубликован на сайте издания. В его подготовке принимал участие Управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.

В целом эксперты позитивно относятся к переводу отношений страхователь-страховщик в сеть. Однако технология сама по себе не может решить проблему убыточности продажи полисов ОСАГО региональными подразделениями страховщиков. В результате одной из массовых проблем стали «технические сбои» при попытках оформить полис. В некоторых случаях речь идет о сговорах ведущих страховщиков, которые фактически программируют такие ошибки.

Руководитель Федерального фонда отмечает: «Мы далеки от мысли, что во всех этих случаях люди сталкиваются с сознательным противодействием страховщиков. Часто сами автомобилисты, столкнувшись с довольно сложным процессом заполнения электронного заявления, допускают ошибки, которые приводят к отказу системы. Очевидно также, что программные и технические средства, используемые страховыми компаниями для оформления е-ОСАГО, также далеки от совершенства и нередко дают сбои.»

Впрочем, Марат Сафиулин настроен оптимистично и считает, что «проблема технических сбоев в ближайшее время будет в основном решена за счет:

  • Усиления контроля и противодействия неправомерным практикам современных «страховых луддитов» со стороны ФАС и Банка России
  • Совершенствования программного обеспечения и технического оборудования самими страховыми компаниями
  • Совершенствования интерфейса программ заполнения заявлений на е-ОСАГО в целях сокращения клиентских ошибок
  • Внедрения Российским союзом автостраховщиков системы «е-ОСАГО Гарант» (гарантированного заключения электронных полисов). В случае возникновения технических сбоев на сайте страховщика эта система перенаправит страхователя на сайт другого страховщика. При этом клиенту не нужно будет заново вводить уже заполненную в заявлении информацию. (РСА обещает ввести данную систему с 1 июля 2017 года)»


Возврат к списку