Новости

15.08.2017

Граждане вспомнили про семейный бюджет

По результатам всероссийского опроса НАФИ

Опрос населения, проведенный Национальным институтом финансовых исследований (НАФИ), показал, что в 2017 году существенно возросла доля россиян, которые ведут учет доходов и расходов. За год она повысилась с 25 до 42%. Это - обнадеживающая тенденция, поскольку отсутствие систематического контроля за семейным бюджетом всегда было ахиллесовой пятой финансового поведения российских потребителей. Обладая хорошими математическими способностями, умением при необходимости считать простые и сложные проценты, отечественный потребитель финансовых услуг редко из применял, особенно до принятия финансовых решений.

Цифры, конечно, хорошие, но все же их нельзя переоценивать и воспринимать в качестве показателя, в прямую свидетельствующего об изменении поведения потребителей. Такие резкие изменения в финансовом поведении, вообще, вряд ли возможны без кардинальных изменений внешних условий.

Следует также учитывать, что речь идет об ответе на «социально желательный» вопрос. Признать, что ты не следишь за собственными деньгами, готовы далеко не все. Во время острого кризиса все можно списать на то, что «считать нечего! денег нет! все съел кризис». В период стабилизации доля социально желательных оценок возрастает. Кстати, такие же высокие показатели «контроля за доходами и расходами» респонденты выдали в 2008 году, за несколько месяцев до кризиса в период максимально оптимистичных ожиданий.

Ответы на два других вопроса НАФИ скорее оказались разочаровывающими. Второй год подряд снижается доля россиян, которые прежде чем сделать выбор, сравнивают условия предоставления услуг в разных финансовых институтах. За два года доля респондентов, которые заявляют, что всегда сравнивает условия сократилось с 39 до 27%. Меньше стало и тех россиян, которые говорят, что иногда сравнивают условия.

Эти данные довольно сложно объяснить в эпоху с каждым годом возрастающей гаджетизации населения, обилия в интернете аналитических ресурсов по финансовым услугам. Возможно, одним из факторов, снижающих интерес к конкурентным предложениям, является рост лояльности потребителей к финансовым институтам. В этом случае скорее всего мы должны будем зафиксировать общий рост доверия к финансовой системе.

Также опрос зафиксировал существенное снижение уверенности граждан в своих финансовых знаниях. За год доля респондентов, оценивших свою финансовую грамотность на «отлично» и «хорошо», снизилась в два раза (с 24 до 12%). Какие факторы способствовали столь существенному снижению оценки своей финансовой компетентности россиянами, сказать сложно. 


Возврат к списку