Новости

05.10.2017

НПФ доигрались?

Газета «Коммерсантъ» опубликовала материал про новую редакцию ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

Газета «Коммерсантъ» опубликовала материал про новую редакцию ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», подготовленную Министерством Финансов Российской Федерации. Эта редакция подразумевает, что кроме страховых компаний и банков финансовый уполномоченный будет рассматривать споры потребителей с негосударственными пенсионными фондами и другими некредитными организациями финансового рынка.

Содержание нового института в первый года его существование готов профинансировать Банк России, однако в дальнейшем он будет существовать за счет взносов участников рынка. Предложенная редакция вызвала законопроекта вызвала довольно резкое неприятие представителей НПФ. Критика финансистов в основном касается двух моментов. Во-первых, того, что функции новой структуры дублируют новые функции СРО финансового рынка, которые также должны заниматься решением споров между потребителями и НПФ.

Второе возражение касается размера отчислений (до 0.25% от объема вырученных средств за год), которые представители фондов оценивают, как очень высокие. К тому же профучастники выражают сомнение в том, что новая структура будет обладать необходимым уровнем профессионализма для вынесения решений.

Понять финансистов можно. Действительно, им предлагается платить немалые деньги за создание новой квазисудебной структуры, эффективность деятельности которой, по крайней мере, в первые годы существования предсказать сложно.

В то же время можно понять и государственные учреждения, в первую очередь, Банк России, который оказался заваленным жалобами клиентов НПФ. В последнее время россиян атакуют агенты нескольких пенсионных фондов, представляющиеся представителями ПФР, с предложениями о переводе накопительной части в самый «лучший и надежный фонд». Эта откровенно коммивояжерская деятельность преподносится самими агентами как просветительская. В результате многие клиенты неожиданно обнаруживают себя переведенными в другие НПФ. А для тех, кто принимал, вроде бы, самостоятельное решение о переводе пенсионных накоплений неприятной неожиданностью оказывается факт, что при переводе они потеряли накопленный доход (об этом агенты их «забывают» предупредить). Недобросовестное поведение агентов – это прямое следствие жесткой, порой некорректной конкурентной борьбы между фондами. Регулирование этих отношений, защита прав клиентов - это прямая обязанность СРО пенсионных фондов.

Что же касается финансового вопроса, то в законопроекте указан максимальный размер отчислений. Реальная плата будет зависеть от количества споров, которые будут рассматривать финансовые уполномоченные. То есть, в руках самих участников рынка окажутся возможности по сокращению отчислений.


Возврат к списку