09.06.2017
АСВ не должно страховать средства граждан на ИИС
Такую позицию высказал от имени Правительства РФ Замминистра Финансов России Алексей Моисеев.
9 июня 2017 года газета «Ведомости» опубликовала материал Эммы Терченко «Правительство против, чтобы АСВ платило еще и по индивидуальным инвестиционным счетам». В основе публикации заявление Алексея Моисеева, который от лица Правительства РФ подтвердил позицию о нецелесообразности использования АСВ в качестве института, который бы занимался страхованием частных инвестиций. Кроме того, Алексей Моисеев отметил, страховой фонд должен формироваться исключительно из средств участников рынка, государство не должно финансово принимать в нем участие даже в случае, если денег на выплаты пострадавшим инвесторам будет не хватать. При этом в качестве страховых случаев должны рассматриваться банкротство профучастника или введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.
В качестве альтернативы АСВ в качестве оператора системы страхования розничных инвестиций рассматривается Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Об этом, в частности, неоднократно заявлял руководитель Комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.
Не возражают против наделения фонда функциями страхователя и участники рынка. В частности, руководитель НАУФОР Алексей Тимофеев отметил, что сегодня рассматривается два основных варианта: использование возможностей Федерального фонда или создание страхового фонда силами СРО.
Банк России пока не высказал определенной позиции по законопроекту, заявив, что она будет раскрыта в консультативном докладе, который будет подготовлен до конца лета.
Напомним, что инициатором обсуждения законопроекта выступил Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, который еще в январе текущего года направил свои замечания и предложения в адрес Государственной Думы СФ РФ, Министерства финансов РФ, Банка России.
Федеральный фонд обозначил ряд несколько концептуальных недостатков проекта закона:
1) концентрация рисков различных сегментов финансового рынка в одном юридическом лице;
2) противоречие между специальным статусом АСВ как государственной корпорации (банкротство на основании специального федерального закона) и функцией оператора частной системы страхования инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах (возможность дефолта в случае недостаточности средств);
3) ошибочность в идеологии формирования системы: механизм системы страхования инвестиций физических на ИИС полностью копирует существующий механизм страхования вкладов физических лиц в банках (в отсутствие финансовой поддержки со стороны государства).»
Однако, как отметил Управляющий Федеральным фондом Марат Сафиулин, главным недостатком привлечения государственного АСВ к системе страхования является «иллюзорность защищенности и введение в заблуждение граждан в отношении финансовой стабильности Фонда страхования инвестиций, которая не гарантируется и не обеспечивается государством, а регулируется исключительно повышенной ставкой страховых взносов с участников системы.
Субсидиарная ответственность участников системы влечет вероятность возникновения неограниченного финансового бремени, обязательного для исполнения каждым участником системы, находящегося в зависимости от качества рынка как в настоящий момент, так и в перспективе»