+7 495 989-72-80
+7 495 741-00-74

Новости

16.08.2017

Полезная рекомендация или форма конкуренции?

Клиентская рассылка представителя УК «Альфа Капитал».

Эффект разорвавшейся бомбы вызвала попавшая в СМИ информация о проведенной на прошлой неделе клиентской рассылке представителем УК «Альфа Капитал». В своем сообщении он предупредил клиентов о возможных проблемах в четырех крупных российских банках. В частности, в письме речь шла о высоких рисках вложений в их субординированные облигации.

Эта информация вызвала резкую негативную реакцию в упомянутых банках. Альфа-Банк заявил, что в письмах была выражено личное мнение эксперта Управляющей компании. При этом сам банк продолжает полноценное сотрудничество с упомянутыми кредитными институтами и не располагает негативной информацией об их финансовом положении.

Банк России оперативно заявил, что проведет по данному факту надзорную проверку, а также обратится в ФАС с просьбой проверить действия управляющей компании на предмет возможной «недобросовестной конкуренции».

Представляется, что в сложившейся ситуации все стороны прореагировали закономерно и достаточно адекватно. Если выяснится, что недобросовестная конкуренция все-таки имела место или, что при оценке финансового положения банков аналитиками были допущены грубые просчеты, то виновников должна настичь суровая кара.

Однако в случае, если у аналитиков управляющей компании есть подтверждения «проблемности» банков, и если целью рассылки было желание предостеречь клиентов от рискованных инвестиций, а не помочь Альфа-Банку в конкурентной борьбе, то эта история в очередной раз поднимет вопрос о необходимости регламентации консультационной деятельности на российском финансовом рынке.

Как должна быть организована работа инвестиционных консультантов?

Что должен сообщать своим клиентам ответственный, профессиональный аналитик или консультант в случае, если он располагает негативной информацией о компаниях, которые являются его конкурентами на рынке? Правильно ли в этом случае будет скрыть от инвесторов информацию о рисках инвестиций в компании конкуренты?

Можно ли такую информацию передавать путем общей рассылки или она может передаваться исключительно в формате конфиденциальных консультаций?

Кто в данном случае может подозреваться в «манипулировании» рынком? Эксперт? Управляющая компания? Клиент, который передал предназначенную для него информацию в газету? Или сама газета, которая ее обнародовала?

Российский финансовый рынок, к сожалению, не имеет сегодня ни нормативно-правовых оснований для регулирования консультационной деятельности, ни выработанных профессиональным сообществом ее этических норм. Напомним, что законопроект об инвестиционном консультировании, подготовленный при активном участии НАУФОР и экспертов Финпотребсоюза, был принят в 2016 году Госдумой, но отклонен Советом Федерации.

Кстати в отклоненном законопроекте предполагалось, что в регулировании сферы инвестиционного консультирования значительную роль будут играть СРО, которые разработают стандарты предоставления консультационных услуг, а также требования к членам саморегулируемой организации. Кроме того, предполагалось создать компенсационный фонд для выплаты денег клиентам, пострадавшим от недобросовестных действий консультантов.

Наконец, очень серьезной проблемой в нашей стране является неразвитость независимой финансовой аналитики и независимого финансового консалтинга. И, к сожалению, пока не очень понятно, какой импульс способен стимулировать развитие этих важных элементов цивилизованного финансового рынка?


Возврат к списку