+7 495 989-72-80
+7 495 741-00-74

Новости

12.02.2020

Интеграция регулирования рынка форекс

В Госдуме ФС РФ обсудили возможности создания согласованной системы регулирования рынка форекс в России и Белоруссии

11 февраля 2020 года с 11:00 до 13:00 в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялся Круглый стол «Унификация подходов к регулированию внебиржевого рынка форекс в Российской Федерации и Республике Беларусь».

Инициатором мероприятия выступила СРО Ассоциция форекс-дилеров.

С приветствием к участникам обсуждения обратился Первый заместитель Руководителя фракции «Справедливая России», В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • Регуляторный арбитрах при торговле на рынке форекс в российской и белорусской компаниях.

  • Категоризация инвесторов: новые подходы к защите прав клиентов

  • Опыт противодействия недобросовестным практикам на рынке форекс (досудебная блокировка сайтов, чарджбэки, консультационные центры.

  • Налоговый режим участников рынка форекс и частных инвесторов.

  • Гармонизация регулирования рынка форекс: лицензирование, инструменты, налогообложение.

Выступили с сообщениями и приняли активное участие в дискуссии:

  • Михаил Емельянов, первый заместитель Председателя комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству

  • Евгений Машаров, руководитель Ассоциация форекс-дилеров

  • Дмитрий Набздоров, начальник Главного управления регулирования некредитных финансовых организаций Национальный банк Республики Беларусь

  • Александр Разин, заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России.

  • Алексей Сидоров, председатель Правления Ассоциация развития финансового рынка (Республика Беларусь)

  • Дмитрий Майборода, председатель Комитета по контролю за деятельностью членов Ассоциации форекс-дилеров

  • Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров

Участники дискуссии отметили, что нормативное регулирование внебиржевого рынка форекс в Российской Федерации и Республике Беларусь на современном этапе своего развития сформировано. За прошедший с начала регулирования период сложилась правоприменительная практика. Несмотря на то, что институализация рынка форекс проходила в обеих странах практически синхронно, большинство параметров регулирования существенно отличаются. Данная ситуация создает предпосылки для возникновения регуляторного арбитража и «перетока» клиентов между национальными юрисдикциями.

Первостепенной задачей государственных органов является защита прав потребителей финансовых услуг и вместе с тем сохранение конкурентоспособной среды для ведения форекс-бизнеса, поскольку дальнейшее ужесточение условий как для участников рынка, так и для клиентов переориентирует спрос на офшорные юрисдикции, не обремененные «излишними», с их точки зрения, регуляторными требованиями.

Участники круглого стола пришли к выводу об актуальности формирования «зоны безопасности и комфорта» для потребителей финансовых услуг и реализации совместных усилий в целях пресечения перетока клиентов к безлицензионным участникам рынка. Вместе с тем, участниками дискуссии отмечена необходимость постоянного мониторинга интернета на предмет незаконной рекламы услуг форекс-компаний, широкого использования механизма чарджбэка для пресечения недобросовестных практик и доверительного управления на рынке форекс. Так, контрольные органы Ассоциации форекс-дилеров проводят постоянный мониторинг интернета, выявляют нарушения законодательства Российской Федерации и принимают соответствующие меры.

Евгений Машаров отметил, что АФД активно сотрудничает с Банком России, Федеральной антимонопольной службой и различными подразделениями правоохранительных органов Российской Федерации по вопросу выявления и пресечения недобросовестных практик на финансовом рынке в рассматриваемом сегменте.

Он также отметил успешный опыт взаимодействия с Управлением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по городу Москве и ООО «Яндекс» в части реализации превентивных мер по недопущению нарушений рекламного законодательства.

Марат Сафиулин отметил, что активность финансовых мошенников не спадает. В 2019 году Банком России было выявлено 317 компаний, имеющих признаки финансовых пирамид, что вдвое больше, чем в 2018 году. Ущерб, причиненный гражданам финансовыми мошенниками значительно превысил уровень 2018 года.

Отдельно участники круглого стола отметили инициативы в части категоризации инвесторов на финансовом рынке. Состоялся обмен мнениями о необходимости реформирования подходов к делению инвесторов по предлагаемым продуктам, опыту торговли и знаниям финансового рынка. В ходе дискуссии участники пришли к общему мнению о целесообразности дальнейшего изучения данного вопроса и обмену опытом внедрения новых моделей регулирования.

В ходе круглого стола стороны остановились на вопросах возможной синхронизации законодательства двух стран, в том числе, в части допуска на финансовый рынок обоих государств лицензированных компаний.

Участники круглого стола согласились, что комплекс мер по допуску на рынок компании из рассматриваемой юрисдикции подразумевает, в том числе, и предварительную реализацию как минимум следующих задач:

  • повышение репутационной устойчивости компаний через механизм взаимодействия с профильными ассоциациями;

  • дополнительные гарантии правовой защиты граждан – потребителей финансовых услуг.

С учетом состоявшейся дискуссии участники круглого стола пришли к договоренностям:

  • о создании контактной группы из представителей Ассоциации форекс-дилеров и Ассоциации развития финансового рынка по обмену информацией и опытом противодействия в целях пресечения недобросовестных практик на рынке форекс в Российской Федерации и Республике Беларусь, в том числе, обмену информацией, содержащейся в жалобах и претензиях на лицензированных участников рынка;

  • о разработке информационных писем о недопустимости рекламы услуг на рынке форекс без соответствующей лицензии национального регулятора;

  • о проведении совместного анализа действующей нормативной базы для выработки дополнительных предложений по внесению соответствующих изменений и дополнений в законодательство о рынке ценных бумаг и действующую нормативную базу в целях гармонизации и унификации финансового законодательства, а также расширению обмена информацией между регуляторами двух стран и налоговыми органами.


Возврат к списку