+7 495 989-72-80
+7 495 741-00-74

Новости

21.07.2020

Реестр и платформы

Состоялось очередное заседание рабочей группы ЭСФГ

16 июля 2020 года в дистанционном режиме прошло очередное заседание Рабочей группы по повышению личной финансовой безопасности и борьбе с финансовым мошенничеством Экспертного совета по финансовой грамотности (ЭСФГ) при Банке России. В заседании приняли участие 14 экспертов.

На заседании рассматривались два основных вопроса:

  1. «О создании публичного реестра компаний и сайтов с признаками недобросовестной деятельности»,

  2. «О привлечении инвестиций граждан с использованием инвестиционных платформ, рисках для потребителей, реестре операторов инвестиционных платформ Банка России».

С сообщением по первому вопросу повестки дня выступил управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марата Сафиулин. Он отметил, что актуальность создания Реестра недобросовестных компаний на финансовом рынке определяется тем, что существующие в нашей стране институты сегодня не способны оперативно реагировать на публичную деятельность финансовых мошенников. В интернете, социальных сетях рекламируются и продвигаются сотни проектов, имеющих очевидные признаки финансовых пирамид. Официальный путь пресечения их деятельности очень длителен (как правило, не менее нескольких месяцев). К этому моменту недобросовестные финансисты успевают не только собрать деньги с российских граждан, но и спрятать их от правоохранительных и надзорных органов.

Реестр должен способствовать:

  • Предупреждению граждан от вложения денег в недобросовестные проекты

  • Снижению рентабельности мошеннического бизнеса

  • Поддержке бизнеса добросовестных участников рынка

  • Повышению уровня финансовой и правовой грамотности россиян

Руководитель Фонда отметил, что на первом этапе в Реестр будут включаться в основном неподнадзорные Банку России организации и проекты. Поднадзорные организации могут быть включены только в том случае, если они предоставляют гражданам инвестиционные услуги, не имея на это права (например, исключенные из СРО КПК).

Основными источниками информации о недобросовестной деятельности будут: интернет, социальные сети, реклама, информация от Банка России, СРО, граждан.

При принятии решения о включения компании в Реестр будут учитываться:

  • Правовые оснований привлечения денежных средств населения

  • Экономическая обоснованность обещаний

  • Корректность рекламы и маркетинга

  • Наличие ложной или некорректной информации на сайтах, в информационных и рекламных материалах.

  • Иные свидетельства недобросовестности.

Реестр должен постоянно пополняться. Его неполнота должна быть однозначно обозначена для пользователей. Если потенциальный инвестор не нашел организации в реестре, это совершенно не означает, что такая организация добросовестная.

Руководитель Федерального фонда также озвучил позицию президента Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльмана Мехтиева, который предложил вместо реестра недобросовестных компаний создать открытую доску жалоб и претензий клиентов, которая позволит им вовремя получить о рисках и проблемах при обслуживании практически всех участников рынка.

В ходе прений поддержал позицию Эльмана Мехтиева директор Национальной лиги финансовых советников Андрей Паранич, который также отметил, что Реестр недобросовестных участников рынка может использоваться в конкурентной борьбе между добросовестными. Он также высказал опасение, что составители реестра столкнутся с большим количеством исков от компаний, включенных в него.

Президент СРО «Национальная финансовая ассоциация» Василий Заблоцкий и проректор Финансового университета Олег Кузнецов в целом поддержали идею создания Реестра недобросовестных участников рынка, обратив при этом внимание на необходимость тщательной разработки критериев включения компаний в Реестр, чтобы исключить негативные последствия для добросовестных участников.

Финансовый омбудсмен АРБ Павел Медведев, признавая определенную полезность Реестра недобросовестных участников рынка, призвал одновременно обозначить для граждан белые зоны – места, куда можно нести деньги (те институты, инвестиции в которые, достаточно хорошо защищены).

Марат Сафиулин отметил, что создание открытой доски жалоб – хорошая идея, и она не противоречит созданию реестра. К сожалению, доска жалоб не позволит предупредить людей от участия в финансовых пирамидах, поскольку претензии к пирамидам появляются в момент, когда она закрывается и перестает возвращать деньги. Он также отметил, что к следующему обсуждению этого вопроса будут подготовлены более подробные предложения по критериям включения проектов в Реестр, а также представлены конкретные предложения по формату Реестра.

В обсуждении первого вопроса также приняли участие представители Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России, которые отметили важность обсуждаемой темы и выразили надежду на то, что при создании реестра его формат и порядок формирования будет учтена позиция регулятора.

По второму вопросу (О привлечении инвестиций граждан с использованием инвестиционных платформ, рисках для потребителей, реестре операторов инвестиционных платформ Банка России) информацию представил исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский. Он отметил, что в соответствии с ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» все операторы платформ должны были включены в Реестр Банка России до 1 июля 2020 года. Однако к настоящему моменту из реально работающих 25-30 участников рынка в реестре лишь четыре оператора.

В 2020 году карантинные ограничения не позволили большинству операторов подготовить вовремя документы, необходимые для представления в Банк России. В результате было принято решение о возможности продления сроков включения операторов в реестр.

Отвечая на вопрос управляющего Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров, Кирилл Косминский отметил, что после завершения формирования рынка и выхода первой отчетности операторов информация о реализовавшихся рисках и о реальной доходности инвестиций будет обязательно публиковаться на сайтах. Это требование предусмотрено в федеральном законе.

Он также поддержал идею создания Реестра недобросовестных участников финансового рынка, отметив необходимость применения особых критериев для оценки операторов инвестиционных платформ. Заемщики, которым закрыта дорога к банковским кредитам, часто готовы привлекать деньги через платформы за 25-30% годовых. И в этом случае такие ставки не должны рассматриваться как критерий недобросовестности.


Возврат к списку