+7 495 989-72-80
+7 495 741-00-74

Новости

14.10.2021

Что страшнее для инвестора: лебедь или индейка?

Вторая сессия «Территории финансовой безопасности 2021» собрала российских звезд экономической и финансовой науки, которые обсудили возможные риски, которые могут поджидать инвесторов в ближайшие годы

Международная конференция «Территория финансовой безопасности 2021», которую организует Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров и Евразийская экономическая комиссия, второй год подряд проходила в дистанционном формате. В этом году в ней приняли участие более 600 экспертов из 11 стран мира. За два дня выступили 40 спикеров.

В роли модератора второй сессии, которая получила название  «Черные лебеди и счастливый апокалипсис для частных инвесторов» выступил ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ Юрий Данилов.

Заслуженный экономист РФ, профессор НИУ ВШЭ Алексей Саватюгин обратил внимание на апокалиптические сценарии, которые предложил британский сценарий Адам Робертс. В частности, он писал о глобальной пандемии, которая в принципе уже реализовалась. Приближается климатический кризис. В определенной степени человечество об этой опасности говорит более 100 лет. Но в какой форме он будет реализовываться и когда? Предсказать и сейчас довольно сложно.
В качестве первых провозвестников «восстания машин» выступают кризисы, связанные с системными проблемами, которые вызывают сбои, например, в работе популярных социальных сетей.

В качестве аналога «тепловой смерти» упомянутой английским писателем, Алексей Саватюгин предложил рассмотреть опасность замораживания финансовых рынков под воздействием постоянного наращивания регуляторной нагрузки. Для любого регулятора главная цель это стабильность, сохранение сложившегося статус-кво. Любые новации связаны с нарушением сложившейся ситуации, несут риски подрыва стабильности, в том числе, в форме нарушения прав потребителей, инвесторов.

В результате большинство споров между сторонниками новаций и сторонниками стабильности решаются в пользу стабильности, что совершенно необязательно можно оценить, как однозначно хорошо.

Алексей Саватюгин также обратил внимание на то, что про национальные негативные сценарии довольно много в последнее время пишет Банк России. Так в недавнем докладе о кредитно-денежной политике выделяется несколько сценариев, один из которых - «финансовый кризис», который может разродиться в течение ближайших 2-3 лет. Спикер согласился с экспертами ЦБ РФ, что этот худший сценарий – маловероятен, однако прогноз регулятора не учитывает возможность того, что не удастся победить пандемию.

В готовящемся документе «Основные направления развития финансового рынка доя 2023 года» также есть раздел о возможных рисках, среди которых пандемия, климат, замедление экономического развития Китая, долговые проблемы развивающихся стран, распространение денежных суррогатов (в первую очередь криптовалюты) при отсутствии нормативного регулирования. В качестве одного факторов риска Банк России упоминает и риск снижения конкуренции на финансовом рынке, повышения издержек. Алексей Саватюгин отметил, что последние риски в определенной степени связаны с усиленным регулированием рынка, ответственность за которое несет и сам Банк России.

Экономист, профессор Андрей Нечаев заметил, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе для российского финансового рынка наиболее опасны западные санкции. Опасения ввода новых санкций сказываются на доходности госдолга, что заставило Минфин России недавно отказаться от очередного размещения. Хотя с точки зрения бюджета нет ничего драматичного, если заимствования будут сокращены. Есть весомый Фонд национального благосостояния, да и сама ситуация с бюджетом не внушает серьезных опасений.

Возможно, ожидания «гигантского черного лебедя» заставляет финансовые власти проявлять максимальную осторожность. Сокращение возможностей для внешних заимствований способствует тому, что Минфин РФ сосредоточил свое внимание на внутреннем рынке заимствований. Но здесь, по мнению Андрея Нечаева, есть серьезная опасность, что суперзаемщик нанесет ущерб интересам других заемщиков, в том числе государственным компаниям. Привлекать деньги с внутреннего рынка для них будет более сложно или дорого.

Дополнительной проблемой для заемщиков будет «маленький черный лебедь» в форме повышении ключевой ставки ЦБ РФ, необходимого при складывающемся уровне инфляции.
Среди стратегических рисков спикер, в первую очередь, обратил внимание на проблему глобального потепления. Независимо от реальной остроты проблем в природной среде, курс на зеленую экономику стал глобальным трендом. Успехи неуглеродной энергетики очевидны. Поэтому мы скорее всего в перспективе столкнемся с серьезным падением спроса на энергоресурсы, а возможно, и на другие наши экспортные товары с низким уровнем переработки (металлы, удобрения).

Это будет серьезным вызовом экономике России на рубеже 30-х годов. В то же время нарастание экологического бизнеса создаст условия для развития нового – зеленого фондового рынка.
Андрей Нечаев также обратил внимание на проблему налогообложения на российском фондовом рынке. Сложные производные продукты (например, структурные ноты), учитываются налоговой отдельно от операций с обычными бумагами, что делает невозможным взаимозачет в разных секторах финансового рынка. Погасить убыток в одном секторе за счет прибыли в другом оказывается невозможно.

Председатель Экспертного Совета по финансовой грамотности при Банке России Анатолий Гавриленко спрогнозировал 11 событий, которые могут повлиять на жизнь инвесторов. Во-первых, ожидается вымирание черных лебедей, поскольку скоро придет осознание, что наша новая реальность – это неопределенность и непредсказуемость. Мир меняется быстрее возможностей осознать его изменения. В результате мы научимся предсказывать непредсказуемое и ожидать неожиданное.

Во-вторых, существуют предпосылки появления цифровых лудитов. Сегодня большая часть мира с ограниченными цифровыми возможностями, навыками, и до лудизма не хватает только массовых протестов. Вполне вероятно торможение развития этих технологий в связи с отказом потребителей их использования на финансовом рынке. Существует реальная опасность неконтролируемого неэтичного использования этих технологий. И непонятно, как этого избежать.

Третье предсказание г-на Гавриленко – это повышение налогообложения на спекулятивные операции на финансовом рынке. Более 90% операций на финансовом рынке носят спекулятивный характер. В результате наблюдается избыточная капитализация в секторах рынка, где можно получить техническую прибыль, в то же время те сектора, от которых зависит будущее планеты, испытывают дефицит средств.

Четвертое. Усилится роль государства по внедрению новых технологий. Нельзя новые технологии внедрять по умолчанию, очень опасно вторгаться в личную жизнь, не добившись от людей понимания всех последствий и рисков. Без активной сознательной поддержки общества никакого технологического развития у нас не получится.

Пятое. Снижение роли государства в развитии финансового рынка. Возрастает роль общества. Например, те 14 миллионов частных инвесторов, которые вошли на фондовый рынок, будут определять правила, тренды и его развитие.

Шестое – стагнация российского финансового рынка. Все больше и больше рынок ощущает дефицит инициативы. Центральный банк в течение нескольких лет принимает участие в рынке, регулирует его и надзирает над ним. Мы все время говорим об этом противоречии, полагая, что это не будет иметь последствий. Но последствия будут. Фондовый рынок чувствителен к рыночной свободе.

Сегодня надо регулировать, где-то ограничивать рынок, но нельзя подменять развитие рынка усилиями чиновников.

Седьмое. Ослабление конкуренции на технологическом рынке. Мы дарим крупным технологическим компаниям огромное количество информации. Они ее используют, ни с кем ею не делятся и становятся очень мощными, они укрепляют собственные сетевые платформы, получают новых пользователей. В результате только они могут реально развиваться, и в результате снижаются возможности для конкуренции.

Восьмое. В ближайшем будущем Анатолий Гавриленко ожидает ужесточения регламента по защите данных потребителей финансового рынка. Сегодня большинство операций проводится без ведома пользователя. В ЕС права использования персональных данных определяются в ходе их сбора. Мы же активно собираем биометрию, не объясняя людям, зачем она собирается и где используется.

Девятое - снижение инвестиционной привлекательности России. Один их важных факторов, этому способствующий – то, что на инвестора постепенно перекладывается ответственность за ошибки и злоупотребления менеджмента, а также за ошибки регулирования.

Десятое предсказание – это появление единого официального сайта государства, на котором будет размещаться самая важная официальная информация. Сегодня невозможно отследить поток информации, который ежедневно размещается в сети. При этом у граждан, как правило, отсутствуют навыки анализа этой информации. Поскольку государство н в силах защитить гражданина от опасного контента, то мы придем к одному официальному сайту.

Одиннадцатое – это создание информационных банков данных, которые будут отвечать за сбор, анонимизацию и защиту определенных данных населения, которые только потом могут предоставляться для анализа при согласии заинтересованных сторон.

Заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов в качестве Приоритетных в среднесрочной перспективе выделил следующие риски:

  1. Неравенство между людьми, которое финансовые риски усиливают.
  2. Инфляция, денежно-кредитная политика и долги.
  3. Эпидемии и природные катаклизмы
  4. Горячие конфликты.

Последние 15 лет мы стоили лечебницу от черных лебедей. Какой бы лебедь ни прилетел, государства выработали определенные механизмы для борьбы с ним (денежно-кредитная политика, низкие ставки, дополнительная ликвидность) и риски будут отодвинуты.

Но пока речь не идет о том, чтобы лечить причины.

В этом отношении интереснее теория черных индеек – это кризисные явления, которые нам известны, с которыми мы живем, к которым привыкаем и в определенной степени перестаем замечать.

Если раньше кризисы становились отправными точками развития, то в последние 20 лет в преодолении кризисов ведущую роль играет государственная политика. Все инновации сейчас идут сверху.


Модератор сессии Юрий Данилов отметил, что он также седи среднесрочных рисков выделяет инфляцию, денежно-кредитную политику и долговые проблемы. В частности, тревожная ситуация наблюдается в корпоративном долге в Китае. Очень плохая ситуация со структурой этого долга. 75% корпоративного долга приходится на непубличные компании, у которых непонятная ситуация бизнесом, с возможностями рефинансироваться. 83% долга приходится на госкомпании. В свою очередь корпоративные дефолты могут повлечь за собой проблемы с корпоративным долгом КНР.
Юрий Данилов также обратил внимание на накопление рисков в сфере ипотечного кредитования, а также наличие риска слабости профессиональных участников. Так, даже при позитивном растущем рынке профучастники отвечают на запросы инвестора в течение месяца. Насколько такие профучастники смогут функционировать в ситуации серьезного падения рынков?

Управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО «Эксперт РА» Антон Табах отметил, что в России названные до этого проблемы, связанные с инфляцией, денежно кредитной политикой могут удваиваться. Отыгрываются глобальные риски, а также и российские, связанные с внутренними факторами.

Есть, в частности, серьезные внутренние проблемы в плане инфляции, денежно-кредитной политики, а также чрезмерного зарегулирования рынка. С точки зрения долга, в том числе корпоративного, ситуация в России достаточно благоприятная. Кредитное качество как финансовых институтов, так и корпораций достаточно хорошее и скорее имеет тенденцию к улучшению. Риски накапливаются в сфере розничного кредитования, но повышение ставок и регулятивные меры должны способствовать охлаждению этого рынка.

Антон Табах сказал, что его в большей степени беспокоят не черные лебеди в форме апокалипсиса, а «многолетнее глобальное чистилище», когда рынки будут зарегулированы так, что все будет безопасно, стабильно, все будут проэкзаменованы. Но при этом на долговом рынке ставки будут нулевыми или отрицательными, на рынке акций все будет сконцентрировано в бумагах крупнейших монстров. Российская специфика рынка – доминирование государственных эмитентов, которые управляются из одного центра.

В России есть также риски, связанные с неопытностью, низкой квалификацией инвесторов, которые в последние годы вышли на финансовый рынок. Институт коллективных инвестиций вроде бы есть, но наблюдается абсолютное преобладание прямых инвестиций граждан, что, безусловно, повышает риски неадекватного управления личными активами.

Абсолютное большинство инвесторов пришло на рынок в эпоху, когда все растет, но неизвестно, много ли их останется после первой сильной и длительной полосы коррекции и сокращения рынка. Все вроде осознают риски, но осознание не означает реальных умений действовать в кризисный период.

В перспективе Антон Табах призывает инвесторов готовиться жить достаточно длительный период времени при высоких ставках, при устойчиво более высокой инфляции. При этом возможности заработать без высокого риска будет все более и более сужаться.

Главный редактор Finversia.ru Ян Арт заметил, что санкции и контрсанкции сегодня – это скорее «шелковая плеточка», тема для газет, а риском для экономики могут стать не санкции, а эмбарго. Он также отметил некоторую позитивную роль криптовалют, поскольку они представляют собой ответ государству со стороны общества на попытки полностью затянуть гайки на финансовом рынке. Общество показывает, что оно может обойтись и без государства. Этот процесс противостояния только на пользу развитию.

Внешнеполитические события уровня победы Талибана (запрещенного в России) никак не повлияют на рынок, и заметили их (как тему для обсуждения) скорее всего только российские инвесторы, а, отнюдь, не американские, которые, вроде бы должны были отреагировать на поражение США.
Ян Арт согласился с тем, что в последние годы нас в основном окружают «черные индейки». Черный лебедь был практически один – пандемия. Все остальное – предсказуемые и постоянные проблемы, с которыми мы привыкли жить. Мы фактически живем в условиях перманентного кризиса, но при этом регулярно задаемся вопросом: «А кризис, когда будет?».

Одна из главных проблем нашего рынка – это чудовищный айсберг комиссий, потерь и вычитаний, которые существуют в абсолютно легальном поле. В результате инвестор оказывается без прибыли. Ян Арт рассказал, что у него есть почти идентичные портфели у российского и иностранного брокеров. Прибыль с заморского портфеля составила +12%, с российского 0%!

Вычищая рынок от финансовых пирамид, мы толкаем инвестора к легальным профучастникам, которые обирают его «по закону». При этом ни финансовый уполномоченный, ни суды не будут защищать в данном случае права инвестора.

Руководитель Finversia.ru обратил внимание на странную закономерность: три года мы фиксируем гигантский профицит бюджета, но при этом наращивается государственный долг. Поэтому инвестирование в государственный долг также представляются большой «черной индейкой».
В целом, по мнению Яна Арта, риски глобальных «черных лебедей» преувеличены, а доморощенные «черные индейки» недооцениваются. 


Возврат к списку