Новости

21.11.2023

Печальный детектив

Вторая сессия конференции посвящена противодействию мошенничеству на финансовом рынке, новым легендам, которые используют злоумышленники

Неутешительная статистика Банка России по количеству недобросовестных участников финансового рынка, серьезные проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при расследовании финансового мошенничества, сделали сессию на тему «Кибербезопасность и противодействие финансовому мошенничеству одной из важнейших на конференции».

Модератор сессии Председатель Совета СРО "МиР" Эльман Мехтиев заметил, что сегодня тема мошенничества очень тесно связана с цифровыми технологиями. При этом он предложил разделять ситуации, когда мошенничество действительно связано с цифровыми технологиями, с теми, когда человек становится просто жертвой социальной инженерии.

Заместитель директора Департамента небанковского кредитования Банка России Роман Мухлынов отметил, что финансовые пирамиды, псевдоинвестиционные проекты, лжеброкеры, действуя агрессивно, напористо, перехватывают клиентов у добросовестных участников рынка. Они отсекают потребителя от легального рынка.

Роман Мухлынов рассказал о результатах деятельности Банка России по противодействию недобросовестным практикам на финансовом рынке. В частности, за 9 месяцев выявлено 4 180 субъектов нелегальной деятельности на финансовом рынке, из которых половина - это финансовые пирамиды. Количество предложений псевдоинвестиционных услуг выросло по сравнению с прошлым годом на 15%.

Заблокировано за этот период по инициативе Банка России 8 400 сайтов, возбуждено около 500 уголовных и административных дел, принято примерно 1 тысяча иных мер (в основном иски в суд, запреты на деятельность).

Трендом последних лет стало увеличение недобросовестного привлечения денег в форме цифровых активов.

Выступление заместителя директора Департамента информационной безопасности Банка России Юрия Лысенко было посвящено инициативам Банка России в сфере противодействия кибермошенничеству. В частности, он отметил, что с 2016 года Финцерт Банка России является экспертной организацией в доменных зонах РФ, RU, SU. Финцерт выявляет недобросовестные интернет-ресурсы в этих зонах и уведомляет об этом регистраторов доменных имен, что позволяет блокировать доступ к ним на территории России. Однако этот путь оказывается на сегодняшний день значительно более длительным, чем через обращение в Генпрокуратуру и Роскомнадзор. В последнем случае блокировка ресурса в среднем происходит в течение 72 часов после обнаружения ресурса.

С 21 октября действует новая схема информационного взаимодействия Банка России (Финцерта) с подразделениями МВД. Этот регламент позволяет правоохранительным органам получать информации о получателе денег пострадавшего в течение нескольких минут или нескольких часов, хотя ранее на получение это информации могли уходить месяцы.

Руководитель экспертной группы Управления финансовой доступности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Юрий Божор достаточно оптимистично смотрит на перспективы борьбы с мошенниками. Благодаря принимаемым мерам, через полгода значительно осложнится деятельность дропов (людей, которые принимают денежные средства обманутых граждан и обналичивают их). Теоретически украсть будет можно, но очень сложно будет вывести деньги.

Нельзя оставлять человека один на один с мошенником, - заметил Юрий Божор. Если сегодня отдал деньги мошенникам – твоя проблема, то вскоре положение должно измениться. Потребитель – слабейшая сторона на финансовом рынке, его надо защищать, тем более, что у финансовых организаций остается много информации о совершенном преступлении: кто получил деньги, куда они потом ушли. Поэтому, организация, предоставляющая финансовые услуги, должна предоставлять и защиту от финансового мошенничества. Спикер также рассказал о полезности введения «периодов охлаждения», самоограничений на получение кредитов, ситуации с защитой от мошенничества воспитанников детских домов.

Начальник управления противодействия злоупотреблениям на финансовом рынке Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Максат Шагдаров рассказал о деятельности Агентства, правоохранительных органов, новациях нормативно-правового регулирования, направленных на противодействие мошенничеству. Он, в частности, отметил, что круг проблем, описываемый российскими спикерами, примерно соответствуют тому, что наблюдается в Казахстане.

Особую актуальность в Республике приобрела проблема мошенничества при онлайн кредитовании микрокредитными организациями. Агентство обязало микрофинансовые организации при выдаче онлайн-кредитов проводить реальную идентификацию заемщика. Это требование обеспечивается посредством ЭЦП, биометрическим данным, а также идентификации с помощью двухфакторной проверке по изображению клиенту в режиме реального времени. Агентство разработало механизмы, которые облегчают защиту интересов граждан, на которых мошенническим путем оформлены займы.

Максат Шагдаров также отметил, что многие финансовые пирамиды, деятельность которых пресекается в России переносят свою деятельность в Казахстан. В списке финансовых пирамид сегодня 252 организации, некоторые из которых фигурируют и в списке Банка России.

Агентство разработало телеграм-бот, который позволяет оперативно проверять легальность деятельности организаций.

Управляющий федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин привел данные поисковой системы Яндекса, по так называемым «опасным запросам» - словосочетаниям, использование которых сигнализирует об остроте той или иной проблемы. Так, например, за последние два года мы наблюдаем рост запросов со словами «звонят мошенники». При этом в первой половине 2022 года после введения международных финансовых санкций в отношении России наблюдалось существенное снижение подобных запросов. Причиной «провала» были серьезные проблемы в мошенническом бизнесе, связанные с разрушением отработанных каналов сбора и пересылки похищенных денежных средств. Однако уже к концу лета прошлого года были сформированы новые каналы и криминальный бизнес восстановился, что отражают данные самого популярного поисковика. Сегодня количество запросов «звонят мошенники» примерно в 1.5-2 раза превышает пиковые уровни конца 2021 – начала 2022 годов.

Марат Сафиулин также обратил внимание, что HR-директора некоторых мошеннических колл-центров одновременно ищут работников, которым предстоит обзванивать потенциальных жертв, представляясь брокерской конторой, адвокатами по возврату украденных денег, сотрудниками банков, представителями МВД и пр. То есть, все эти героя массовых «разводок» могут физически работать под одной крышей. Впрочем самих колл-центров, которые обрабатывают российских граждан десятки, а может и сотни, и у каждого из них своя история, роль, бизнес-модель.

Руководитель Центра финансовой грамотности ГКУ «Мосфинагентство» Ольга Лукачева рассказала о московских мероприятиях по повышению цифровой грамотности, которые должны, по мнению организаторов, способствовать повышению защищенности граждан на финансовом рынке. Она отметила остроту проблемы цифровой безопасности для Москвы. Особый интерес к городу, его жителям со стороны мошенников определяется рядом причин. Во-первых, это крупнейший мегаполис страны, где потенциальное количество жертв значительно превосходит другие локации. Во-вторых, здесь сосредоточены значительные экономические и финансовые ресурсы. В-третьих, высокий уровень цифровизации жизни в городе, что делает жителей более уязвимыми к кибермошенничеству. В-четвертых, бешенный ритм жизни города, высокий уровень стресса у москвичей, что также снижает их возможности противостоять психологическому манипулированию, которое используют мошенники. В этом отношении очень важно повышать у москвичей именно уровень цифровой грамотности. По уровню цифровой грамотности жители столицы заняли первое место вместе с Республикой Карелией среди российских регионов.

Эксперт проекта "За права заёмщиков" Народного фронта" Алла Храпунова рассказала о некоторых результатах деятельности в рамках проекта Мошеловка. Основной функционал сайта – это возможность гражданина оперативно сообщить о тех мошеннических или подозрительных практиках, с которыми он столкнулся. В 50% обращений граждан речь идет о случаях телефонного мошенничества. По 11,4% касается деятельности псевдомагазинов и псевдопокупателей. Эти формы мошенничества находятся на периферии внимания участников конференции, но они очень широко распространены. Пострадавших от псевдоброкеров значительно меньше, но суммы потерь в этом случае очень большие.


Возврат к списку