О РАСШИРЕНИИ КАТЕГОРИЙ ВКЛАДЧИКОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
* примечание: все ссылки открываются в новых окнах
В связи с участившимися обращениями в Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - Фонд) по вопросу расширения компенсационных выплат Фонда на новые категории вкладчиков, разъясняем обстоятельства, препятствующие принятию такого решения.
Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров создан и действует на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров". Указом Фонду предписано осуществлять компенсационные выплаты лицам, понесшим ущерб от правонарушений на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.
Решение о порядке и размере
компенсационных выплат, о категориях граждан, имеющих право на получение компенсации,
в соответствии с вышеупомянутым указом и уставом Фонда, уполномочен принимать
Попечительский совет. В настоящее время в Попечительский совет входят по одному
представителю от каждого учредителя Фонда: Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг (ФКЦБ России), Российского фонда федерального имущества (РФФИ), Министерства
имущественных отношений Российской Федерации (Минимущества России) и трех общественных
объединений по защите прав вкладчиков.
Компенсационные
выплаты Фонд начал в 1997 году и осуществлял поступательно: на начальном
этапе компенсацию получали только инвалиды Великой Отечественной войны, затем
- инвалиды труда, другие инвалиды, ветераны и т.д.; темпы компенсационных
выплат наращивались (Приложение
1). К настоящему времени компенсацию получили более 500 тысяч социально
незащищенных категорий граждан-вкладчиков 78 субъектов Российской Федерации
на общую сумму более 300 миллионов рублей. Выплаты осуществляются вкладчикам
360 компаний.
Фонд принял на себя тяжелые
последствия массового обмана граждан. Вследствие этого снята социальная напряженность,
вызванная массовым обманом российских граждан в нелицензированных финансовых
компаниях. По сути, деятельность Фонда предотвратила развертывание движения
в защиту прав вкладчиков по албанскому сценарию.
Благодаря созданной Фондом общероссийской системе компенсационных выплат, в которую входят не только федеральный и региональные фонды по защите прав вкладчиков и акционеров, но и региональные администрации, компенсационные выплаты вкладчикам льготных категорий в ряде регионов России подходят к завершению.
Однако, несмотря на наличие
у Фонда как финансовых, так и технических возможностей, Попечительский совет
Фонда, состоящий из представителей трех государственных органов (Минимущества
России, ФКЦБ России и РФФИ) и трех общественных объединений, уже в течение многих
месяцев не принимает решение о расширении компенсационных выплат на очередные
категории вкладчиков: вкладчиков финансовых компаний, не имеющих льгот;
вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, страхователей страховых компаний.
Тем самым под угрозу
ставится выполнение важной государственной задачи, определенной Указом Президента
Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157. Бездеятельное существование
фонда, имеющего достаточно средств для реализации своих основных уставных функций
(в Фонде сегодня около 2 миллиардов рублей), было бы необъяснимым.
Необходимость скорейшего
решения задачи по компенсации потерь граждан обусловлена также тем, что, по
данным региональных организаций, производящих компенсационные выплаты, 20
% вкладчиков, имеющих сегодня право на компенсационные выплаты, уже умерли!
Существенное значение имеет
и то, что вкладчики, не относящиеся к льготным категориям, ждут компенсацию
уже много лет. Между тем, эти вкладчики представляют собой более молодую, чем
"льготники", и более социально активную часть общества. Проблемы,
связанные с компенсацией вкладов, уже привели к тому, что в конце сентября текущего
года в Пензе состоялся учредительный съезд всероссийской партии вкладчиков,
проходят конференции и собрания вкладчиков регионального масштаба. Всероссийской
ассоциацией региональных фондов совместно с общественными объединениями по защите
прав вкладчиков и акционеров из разных регионов России в адрес Президента
Российской Федерации направлено открытое письмо с прямым обвинением ФКЦБ России
и Минимущества России в саботаже государственной программы компенсационных выплат
(письмо подписано руководителями 34 организаций).
Необоснованная приостановка компенсационных выплат способна усилить негативную реакцию со стороны общественности.
Причиной отказа от расширения
компенсационных выплат стало то, что представители государственных органов -
Минимущества России и РФФИ - активно поддержали позицию председательствовавшего
на заседании представителя ФКЦБ России А.В. Шаронова, безосновательно заявившего,
что и действующее Положение о компенсационных выплатах гражданам, которым был
причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, и предложенный
проект новой редакции названного положения не обеспечивают подконтрольности
и прозрачности выплат, создают большие возможности для произвола и несанкционированных
выплат. Также г-н Шаронов выдвинул тезис о необходимости изменения действующей
системы критериев для принятия решения о включении той или иной финансовой компании
в список компаний, вкладчики которых имеют право на получение компенсационных
выплат.
Между тем, действующее
Положение о компенсационных выплатах разработано с участием членов Попечительского
совета Фонда и утверждено Попечительским советом Фонда единогласно на заседании,
в котором приняли участие все члены Совета (представители от ФКЦБ России,
Минимущества России, РФФИ и от 3-х общественных объединений), а руководил заседанием
представитель ФКЦБ России!
Учредители
Фонда получают полную информацию о его деятельности. Источниками информации
являются не только заседания Собрания учредителей и Попечительского совета,
но также отчеты Фонда, заключения аудиторов (см.отчеты)
и результаты многочисленных
проверок (акты проверок представлялись учредителям), справки, представляемые
по запросам учредителей. Анализ нормативных документов Фонда, регулирующих
осуществление компенсационных выплат, а также документов, отражающих реальный
процесс выплат, проводился комиссиями ФКЦБ России (в мае-июне 1999 года и в
октябре-ноябре 2000 года, последняя - с участием Минимущества России и РФФИ).
Нарушений в работе Фонда комиссии не выявили.
Комиссия Министерства финансов
Российской Федерации в августе-сентябре 2001 года осуществляла проверку финансово-хозяйственной
деятельности Фонда с самого начала его деятельности. В частности, проверялась
правильность принятия решений руководством Фонда о расходовании полученных государственных
средств в соответствии с предоставленными полномочиями. Комиссия признала
процедуру проведения компенсационных выплат соответствующей требованиям Указа
Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157 "О некоторых мерах
по защите прав вкладчиков и акционеров", Устава Фонда и решениям Попечительского
совета. Все это известно учредителям.
О правилах осуществления
компенсационных выплат и о практической работе Фонда хорошо осведомлена широкая
общественность, которая непрерывно осуществляет свой контроль над выплатами.
Фонд периодически получает информацию от вкладчиков и общественных организаций
о ходе компенсационных выплат в регионах. При поступлении жалоб Фонд сообщает
о них органам власти регионов, инициирует проверку поступивших сведений и добивается
устранения недостатков.
Списки вкладчиков, имеющих
право на компенсационные выплаты, утверждаются должностными лицами администраций
регионов. Непосредственное осуществление компенсационных выплат осуществляют
организации, уполномоченные на это региональными органами власти (часто выплаты
проводят подразделения администраций регионов).
Во многих регионах Российской
Федерации контроль над проведением компенсационных выплат осуществляется комиссиями
по защите прав вкладчиков и акционеров при администрациях субъектов Российской
Федерации, в состав которых входят должностные лица органов власти.
Таким образом, не только
надзорный орган Фонда с участием представителей государства - Попечительский
совет, но также региональные органы власти и широкая общественность контролируют
проведение компенсационных выплат.
Кроме того, в целях выявления
и предотвращения возможных злоупотреблений Фонд регулярно проводит выборочные
проверки осуществления компенсационных выплат организациями, уполномоченными
на эту деятельность региональными администрациями.
Деятельность
Фонда, в том числе и по проведению компенсационных выплат, в соответствии с
требованиями Указа Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, освещается
в средствах массовой информации (перечень публикаций был представлен в ФКЦБ
России). С 1996 г. по 2000 г. выходила газета "Мы - инвесторы!", выпуск
газеты прекращен учредителями путем исключения из сметы расходов Фонда соответствующей
статьи. Информация о деятельности Фонда (в том числе и отчеты Фонда, бухгалтерские
балансы, заключения аудиторов) представлена на сайте Фонда в сети Интернет по
адресу: http://www.fedfond.ru/. Приложения 2,
3, 4
отражают динамику информационного наполнения и посещаемости сайта.
Очевидно, что публичность,
прозрачность и подконтрольность деятельности Фонда обеспечиваются!
Деятельность Фонда, отвечающая
требованиям положения о компенсационных выплатах, многократно одобрялась на
заседаниях Попечительского совета и общественных форумах, в том числе - всероссийских.
Это также свидетельствует как о прозрачности деятельности Фонда, так и о соответствии
ее установленным правилам. Более того, прозрачность финансовой отчетности
Фонда была особо подчеркнута аудиторами при проведении ежегодной аудиторской
проверки.
Правомерность включения
финансовых компаний на основе действующих критериев в список компаний, вкладчики
которых имеют право на осуществление компенсационных выплат, никогда ранее не
подвергалась сомнению ни многочисленными комиссиями, проверявшими деятельность
Фонда (в том числе и вышеупомянутыми комиссиями ФКЦБ России), ни Попечительским
советом, ни кем-либо из учредителей. Между тем, порядок принятия указанных решений
изучался всеми комиссиями.
Ни вышеупомянутых, ни других нарушений финансово-хозяйственной деятельности Фонда не было выявлено ни одной комиссией.
Таким образом, возражения, на основании которых были отвергнуты предложения о расширении компенсационных выплат, несостоятельны.
Вопрос расширения компенсационных
выплат выносился на рассмотрение попечительского совета Фонда трижды: 15 мая,
11 июня и 26 сентября 2002 года. 11 июня было назначено датой заседания по
предложению представителя ФКЦБ России. Это предложение было поддержано другими
представителями государства. Однако именно они на назначенное по их предложению
заседание не прибыли!
На заседании
15 мая 2002 года, которым (как и предшествующим заседанием) руководил представитель
ФКЦБ России А.В. Шаронов, претензии к процедурам осуществления компенсационных
выплат не высказывались. Они не высказывались и ранее ни учредителями Фонда,
ни Попечительским советом, ни многочисленными комиссиями, проверявшими Фонд.
Замечания или предложения, способные улучшить работу Фонда, за весь период деятельности
(в том числе и после получения подготовленной Фондом пояснительной записки к
повестке дня с предложениями о расширении выплат, Приложение
5) в Фонд не поступали.
Тенденциозность
в рассмотрении вопросов повестки дня подтверждается тем, что в ходе заседания
председательствующий - представитель ФКЦБ России - нарушал требования п. 5.2
Положения о Попечительском совете Фонда, в соответствии с которым на голосование
должны ставиться все поступившие в ходе заседания предложения. Все это отражено
в особом мнении участвовавшего в заседании представителя Всероссийской ассоциации
общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов
"Вкладчики России" И.А. Овериной (Приложение
6).
Депутат Государственной Думы А.С. Иванов, присутствовавший на этом заседании, после него стал инициатором парламентского запроса Государственной Думы в Правительство Российской Федерации об улучшении работы Фонда.
Претензии к "прозрачности" действующего механизма выплат не имеют реальных оснований, они могут иметь целью только частные интересы. Действия представителей государственных органов ведут к ухудшению деловой репутации Фонда, оскорбляют честь и достоинство его руководства. Порочащие Фонд и руководство Фонда сведения распространяются письмами, рассылаемыми вкладчикам всей страны за подписью Председателя ФКЦБ России И.В. Костикова или члена ФКЦБ России А.В. Шаронова, а также интервью средствам массовой информации.
Произвол, творимый в Фонде представителями государственных органов, объясняется тем, что с 2000-го года решением ФКЦБ России упразднен Общественный совет по делам вкладчиков и акционеров (функционирование которого предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 21.03.96 г. № 408). Этот совет, в состав которого входили представители широкой общественности (в том числе депутаты Государственной Думы), в полном составе входил в Попечительский совет Фонда. С 2000-го года Попечительский совет представлен только учредителями - управление Фондом и надзор за его деятельностью осуществляют одни и те же лица!
Между тем,
Фонд является важным элементом государственной программы по восстановлению социальной
справедливости и возврату доверия граждан России к инвестиционным институтам.
Фонд ведет постоянную работу по формированию и обновлению базы данных о нелицензированных
финансовых компаниях (Приложение
7). Потребителями информации Фонда являются как вкладчики, так и государственные
учреждения, в том числе органы внутренних дел.
На основании документов,
представляемых в Фонд региональными администрациями, комиссией Фонда расширяется
перечень компаний, вкладчики которых имеют право на компенсационые выплаты (с
1997 года по настоящее время их количество увеличилось со 194 до 360).
Фонд прирастил средства, полученные от государства на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.11.95 г. № 1157, что обеспечило возможность не только постоянного наращивания объема компенсационных выплат, но и возврата государству в ходе работы Фонда более 350 миллионов рублей из полученных от него 540 миллионов (Приложение 8). Постоянное приращение активов Фонда позволит с течением времени не только полностью решить проблему компенсации вкладов граждан в нелицензированные финансовые компании, но и возвратить государству все средства, направленные им в Фонд для осуществления компенсационных выплат.
В органах государственной
власти бытует мнение (оно неоднократно высказывалось, в частности, представителями
Министерства финансов РФ), что все (абсолютно все!) фонды созданы для хищений.
Однако практика говорит о том, что любое категоричное суждение несправедливо.
В Федеральном общественно-государственном фонде по защите прав вкладчиков
и акционеров не воруют! Это подтверждено многократными усиленными проверками.
Наш фонд стремится к
максимальной публичности и прозрачности в своей деятельности, к обеспечению
подконтрольности учредителям, Попечительскому совету и широкой общественности.
В связи с обвинениями в "непрозрачности" и "неподконтрольности"
со стороны членов Попечительского совета от государственных органов, Фондом
создана рабочая группа по выработке предложений, направленных на совершенствование
механизма компенсационных выплат с участием всех заинтересованных сторон (по
согласованию с ними): учредителей, общественных объединений вкладчиков, депутатов
Государственной Думы. Первое заседание рабочей группы состоялось 26 ноября сего
года в помещении Государственной Думы. Прибывшие на заседание представители
учредителей - ФКЦБ России, Минимущества России и РФФИ - заявили, что они не
знакомы с процедурой компенсационных выплат!
Это лучше, чем что-либо иное, показывает отношение представителей государственных органов в Собрании учредителей и в Попечительском совете Фонда к компенсационным выплатам и проблеме защиты прав вкладчиков в целом.
Несмотря на противодействие, Фонд делает все возможное для того, чтобы было принято решение о расширении компенсационных выплат на всех вкладчиков нелицензированных финансовых компаний, независимо от наличия льгот, на вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страхователей страховых компаний.
Приложение:
1. Динамика
компенсационных выплат
2. Динамика информационного наполнения
сайта Фонда
3. Динамика посещаемости сайта
Фонда
4. Динамика посещаемости сайта
Фонда - по регионам мира
5. Пояснительная записка к повестке
дня заседания Попечительского совета Фонда (о расширении компенсационных выплат)
6. Особое мнение члена Попечительского
совета Фонда от Всероссийской ассоциации общественных объединений "Вкладчики
России"
7. Динамика информационного
наполнения базы данных Фонда
8. Динамика доходов и расходов
Фонда по годам
Управляющий
|
Е.Б.
Ковров
|