News

International Russian-Chinese scientific and practical conference for the protection of investors' rights

19.02.2015

International Russian-Chinese scientific and practical conference for the protection of investors' rights

In accordance with Plan of the Federal Public-State Foundation for the Protection of Investors and Shareholders Rights (further – the Fund) participation in the activities of financial literacy in 2014 year, which is approved by the Board of the Fund, the Fund held the International Russian-Chinese scientific and practical conference for the protection of investors' rights (further – the Conference) on the November 20th - 21th 2014.

more

archive

О Фонде

Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - Фонд) создан и действует на основании и во исполнение Указов Президента Российской Федерации № 1157 от 18 ноября 1995 года “О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров”. (далее - Указ № 1157), № 408 от 21 марта 1996 года "Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров", (далее - Указ № 408), № 1009 от 11 сентября 1997 года "О региональных и местных фондах по защите прав вкладчиков и акционеров" (далее - Указ № 1009).

Учредители Фонда:

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и Уставом.

Высшим и постоянно действующим руководящим органом Фонда является Совет Фонда. Состав Совета Фонда утверждается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2009 г. №529 "О порядке формирования совета Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров").

Ранее надзор над деятельностью Фонда осуществлял Попечительский совет, который принимал решения по вопросам определения порядка и размера компенсационных выплат и о категориях лиц, являющихся получателями компенсационных выплат.

Для обеспечения реализации основных целей Фонда, предусмотренных Указом № 1157, и в связи с большими объемами обрабатываемой информации, были разработаны типовые формы на магнитных носителях для сбора и учета сведений по:

Информация формируется на основании сведений, представляемых в Фонд государственными, правоохранительными и судебными органами, а также инициативными группами, общественными организациями и объединениями вкладчиков и акционеров.

Во исполнение требований Указом № 1157, для сбора данных по обманутым вкладчикам и для осуществления компенсационных выплат, Фондом была начата работа по регистрации обманутых вкладчиков на магнитных носителях - как первый этап в подготовке компенсационных выплат. Так были зарегистрированы более 1 миллиона вкладчиков.

В ходе работы Фонд получил списки примерно 7 миллионов обманутых вкладчиков, причем информация продолжала поступать, что отодвигало начало компенсационных выплат на неопределенное время. Поэтому, в целях ускорения начала выплат и оптимизации затрат, целесообразно было определить порядок выплат и начать формирование реестра обманутых вкладчиков в соответствии с установленной очередностью. Попечительским советом Фонда 11 февраля 1997 г. были установлены категории обманутых вкладчиков для формирования очередности (протокол № 8), после чего сотрудниками Фонда была проделана большая работа по подготовке и производству компенсационных выплат вкладчикам первой льготной категории - инвалидам Великой Отечественной войны (далее - ВОВ).

В соответствии с решением Попечительского совета от 22 августа 1997 года,Фондом были начаты компенсационные выплаты обманутым вкладчикам-инвалидам ВОВ I группы компаний, осуществлявших свою деятельность в общероссийском, межрегиональном масштабе и региональных компаний, причем в размере вклада (суммы всех вкладов вкладчика), но не более одной тысячи деноминированных рублей с учетом выплат, произведенных ранее самими компаниями и другими организациями.

Позже Попечительским советом были приняты решения о начале компенсационных выплат не только вкладчикам-инвалидам ВОВ I группы (I категория), но также вкладчикам других социально незащищенных категорий.

В марте 2006 года Попечительским советом фонда были приняты решения об увеличении максимального размера компенсации до 10 тыс. рублей всем пострадавшим вкладчикам, а Ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны - до 50 тысяч рублей. Также предоставлено право получения компенсации наследникам по завещанию или наследникам по закону первой очереди.

Основным источником выплат являются средства, поступавшие от приватизации и приращенные за счет управления Управляющими компаниями. Средства от приватизации поступали в Фонд на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157.

Было совершенно очевидно, что при ущербе вкладчикам, оцениваемом в десятки триллионов рублей, полностью рассчитаться со всеми пострадавшими только за счет поступлений от приватизации не удастся, поэтому, в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157, основная часть средств, имеющихся в Фонде, была передана управляющей компании для инвестирования в ценные бумаги с целью увеличения компенсационной массы.

Анализ эффективности управления имуществом Фонда был проведен независимым экспертом и показал высокую эффективность управления.

Предполагалось, что только в случае увеличения компенсационной массы путем управления денежными средствами Фонда, процесс выплат может стать непрерывным. Это стало еще более важно в 1998 году, в связи с тем, что законом о бюджете Российской Федерации на 1998 г. поступления сокращены с 2 % до 0,5 % доходов от приватизации, а в 1999 году отчисления от приватизации на осуществление компенсационных выплат не были предусмотрены.

Благодаря активной работе Фонда по привлечению внимания депутатов Государственной Думы к проблеме обманутых вкладчиков, в закон о бюджете Российской Федерации на 2000 г. снова была включена статья об отчислении 0,5% доходов от приватизации на компенсационные выплаты. Начиная с 2001 года и по настоящее время Фонд не получает отчислений доходов от приватизации и производит выплаты за счет прироста собственных денежных средств, находящихся в управлении.

Решение об изменении порядка погашения государственных обязательств привело к приостановке компенсационных выплат, так как, в целях увеличения компенсационной массы и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157, Фонд инвестировал поступающие от приватизации средства в государственные ценные бумаги (так как эти вложения, по утверждению Минфина России, являлись наименее рискованными), стремясь не только к увеличению компенсационной массы, но и к поддержке экономики России.

В результате этого ранее пострадавшие вкладчики понесли убытки еще раз: вложения в государственные ценные бумаги, призванные прирастить и без того скудные ресурсы, выделенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157 на компенсационные выплаты, по сути, привели к потере части этих средств.

В настоящее время процесс производства компенсационных выплат успешно продолжается.

В соответствии с целями, определенными Указом № 1157, кроме работы по подготовке и осуществлению компенсационных выплат обманутым вкладчикам, Фондом проводилась и другая работа.

Выявлено более 1700 финансовых институтов и их филиалов, привлекавших денежные средства населения и не выполняющих финансовые обязательства перед вкладчиками и акционерами.

Фондом собраны сведения о компаниях, в отношении руководителей которых возбуждены уголовные дела или ведется гражданское судопроизводство.

Во исполнение требований п. 1 Указом № 1157по привлечению общественных организаций вкладчиков и акционеров к осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, выявлены сотни общественных организаций вкладчиков и акционеров.

Фонд поддерживает тесные связи с региональными и городскими фондами по защите прав вкладчиков и акционеров, общественными организациями.

Фонд обеспечивает общественные организации и региональные фонды методическими и информационными материалами, выявляет с их помощью новую информацию о вкладчиках и акционерах, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, о мошеннических компаниях и их активах.

В соответствии с п. 4 Указа № 1009 и в целях повышения эффективности реализации положений п. 11 Указом № 1157, сотрудники Фонда оказывают постоянную методическую и информационную поддержку региональных фондов по защите инвесторов, координирует их деятельность. Для этого разрабатываются специальные методические материалы, информационные справки.Фонд регулярно направляет в региональные фонды и общественные организации вкладчиков копии законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и другие документы, направленные на решение проблемы защиты инвесторов.

Регулярно готовятся и направляются в регионы справки о деятельности финансовых компаний, привлекавших денежные средства и не выполнивших свои обязательства.

Для получения информации по финансовым компаниям в Фонд обращается большое количество пострадавших вкладчиков - и получает необходимую информацию.

С июня 1997 года по настоящее время Фонд подвергался проверкам: Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства Российской Федерации, Управления по экономическим преступлениям ГУВД г. Москвы, Главного управления по экономическим преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, плановым аудиторским проверкам и проверкам налоговых органов.

Ни одной из этих проверок нарушений финансово-хозяйственной деятельности Фонда не выявлено.

В августе 1997 года деятельность Фонда была одобрена Государственной комиссией по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, созданной Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года № 730 и возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации.

Позитивное отношение к результатам работы Фонда отражено в материалах собраний и конференций общественных объединений вкладчиков и акционеров, в том числе, проходивших с участием органов государственной власти и управления.

Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, несмотря на возникающие по ходу деятельности проблемы, неукоснительно выполняет требования Указов Указом № 1157, № 1009 и Устава Фонда.

В дальнейшем деятельность Фонда по-прежнему будет направлена на защиту прав вкладчиков, с целью возврата их доверия к финансовому и фондовому рынкам России.